Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "1554"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Из славянского перевода корпуса сочинений Дионисия Ареопагита с толкованиями Максима Исповедника. Послания
Входимость: 2. Размер: 111кб.
2. Первое послание Ивана Грозного Курбскому (оригинал)
Входимость: 2. Размер: 99кб.
3. Об умствованиях Косого (из Многословного послания), оригинал
Входимость: 2. Размер: 28кб.
4. Казанская история - оригинал. Главы 49-68
Входимость: 1. Размер: 79кб.
5. Хождение на Восток гостя Василия Познякова (оригинал)
Входимость: 1. Размер: 102кб.
6. Троицкая повесть о взятии Казани (оригинал)
Входимость: 1. Размер: 81кб.
7. Троицкая повесть о взятии Казани (комментарии)
Входимость: 1. Размер: 8кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Из славянского перевода корпуса сочинений Дионисия Ареопагита с толкованиями Максима Исповедника. Послания
Входимость: 2. Размер: 111кб.
Часть текста: Восприняв это в смысле превосходства тьмы, а не тьмы как лишенности[1543]света, говори сверхистинно, что незнание о Боге и все превышающая Его тьма таятся от обладающих сущим в мире светом[1544] и знанием сущих, скрываются от всякого света и прячутся от всякого знания. И если кто - нибудь, видя Бога, уразумел[1545], что он видел, то понял, что он не Его видел, но нечто из сущего, Ему принадлежащего и уразумеваемого. Сам же Он пребывает превыше ума и сущности, и Ему совершенно не свойственно ни быть познаваемым, ни существовать[1546]. И совершенное незнание, понимаемое в лучшем смысле, есть знание Того, Кто выше всего познаваемого. Послание 2. Тому же [Гаию служителю] Каким образом Находящийся вне всего выше[1547] богоначалия и выше благоначалия? Если божественность и благость[1548] поймешь как самое дело благотворящего и боготворящего дара и неподражательное подражание Сверхбожественному и Сверхблагому, соответственно которому мы обоживаемся и ублажаемся, то это уразумеешь. И если, стало быть, это оказывается началом обожения и ублажения обоживаемых и ублажаемых, то Тот, Кто сверхначален по отношению ко всякому началу, пребывает вне и так называемой божественности и благости как богоначалия и благоначалия, поскольку Неподражаем и Безотносителен[1549] и превыше всех и подражаний и отношений, и подражающих и причаствующих. Послание 3. Тому же [Гаию] "Внезапно" предполагает что - то, до той поры бывшее неявленным, выводимое, вопреки надежде, в явленность. Применительно же к Христову человеколюбию - а именно на это, я думаю, намекает богословие[1550] - это исхождение осуществившегося как человек Сверхсущественного из состояния сокрытости в доступное нам состояние явленности. Но Он - Сокрытый[1551] и после...
2. Первое послание Ивана Грозного Курбскому (оригинал)
Входимость: 2. Размер: 99кб.
Часть текста: и содержителемъ православия. Понеже смотрения Божия слова всюду исполняшеся, и божественнымъ слугамъ Божия слова всю вселенную, яко же орли летаниемъ, обтекше, даже искра благочестия доиде и до Росийскаго царствия. Сего убо православия истиннаго Росийскаго царствия самодержавство Божиимъ изволениемъ поченъ от великого князя Владимира, просветившаго Рускую землю святымъ крещениемъ, и великого князя Владимира Мономаха, иже от грекъ высокодостойнейшую честь приимшу,[2] и храбраго великого государя Александра Невского, иже над безбожными немцы велию победу показавшаго, и хваламъ достойнаго великого государя Димитрия,[3] иже за Дономъ над безбожными агаряны велию победу показавшаго, даже и до мстителя неправдамъ, деда нашего, великого государя Иоанна, и закосненнымъ прародителствия землямъ обретателя, блаженыя памяти отца нашего великого государя Василия, даже доиде и до насъ, смиренныхъ, скипетромдержания Росийского царствия. Мы же хвалимъ Бога за премногую его милость, произшедшую на насъ, еже не попусти доселе десницъ нашихъ единоплеменною кровию обагритися, понеже не восхотехомъ ни под кимъ же царства, но Божиимъ изволениемъ и прародителей своих и родителей благословениемъ, яко же родихомся в царствии, тако и воспитахомся и возрастохомъ и воцарихомся Божиимъ велениемъ, и прародителей своих и родителей благословениемъ свое взяхомъ, а чюжаго не восхотехомъ. Сего православнаго истиннаго християнского самодержавства, многими владычествы владеющаго, повеления, нашъ же християнский смиренный ответъ бывшему прежде православнаго истинного християнства и нашего самодержания боярину и советнику и воеводе, ныне же крестопреступнику честнаго и животворящаго креста Господня, и губителю хрестиянскому, и ко врагомъ християнскимъ слагателю, отступшему божественнаго иконнаго поклонения и...
3. Об умствованиях Косого (из Многословного послания), оригинал
Входимость: 2. Размер: 28кб.
Часть текста: от безбожной сей ереси. Тогда началницы ереси тоа разбегошася от Новоозера: [4] Игнатей на Двину, Косой и Васианъ съ прочими — в Литву. Бежаще же в Литву, проидоша Псковъ, и Торопець, и Лука Великиа,[5] везде сеюще свою злую ересь. Присташа же в месте, нарицаемемъ озеро Усочортъ, имена своа преименоваша, да не уведани будуть, и многиа съвратиша от православной веры во свою прелесть, не токмо не боящаяся Бога и грехолюбныа, но и богобоязнивых смиреныхъ людей. Учаху же, прелыцающе люди простыа нравомъ: преже хулити манастыри, оклеветающе ихъ, яко села имяху, таже попы и епископы укаряху, глаголюще: «Живут попы и епископы не по Евангелию, ложнии учитилие, имениа збирають, ядять и пиють много, и по Евангелию не учат, учат человеческая преданиа». Себе же еретицы они глаголють — истину паче всехъ познали, и живуть по Евангелию, и разум имеють больши святых отецъ. Та же святыхъ отець хулять и неистинными учители ихъ нарицають, себе именують истинными учители. Потом хулятъ святыа церкви, нарицающе ихъ кумирницею, крестъ Христовъ и иконы святыа кумиры нарицаху, святыхъ мученикъ и всехъ святых мощи...
4. Казанская история - оригинал. Главы 49-68
Входимость: 1. Размер: 79кб.
Часть текста: великия со Царя-града имая, со благородных грек, победивших древле Трою предивную и прегордаго царя перскаго Скерска;[136] и той же великий князь по Дунаю стоящихъ 80 градовъ болгарскихъ взя. Поревнова же и сыну его, первому во благочестии возсиявшему — православному и великому князю Владимиру, иже державу свою — Рускую землю — святымъ крещением просвятившему, како взя великий град Корсунь[137] и иныя земли многия з дары, работаху ему, дани дающе. И надо всеми враги его рука его бе высока. Велми же позавиде Владимиру Манамаху,[138] якоже той подвизася на греческаго царя Констянтина Монамаха[139] великим ополчением ратнымъ, не хотевшю греческому царю мира поновити и дани давати по уложению прежнихъ бывших его царей с великими князи рускими. — Великий же князь Владимир Манамах, шед во Фракию, повоева начисто, и Халкидонъ мину, и окрестныя области Царя-града греческия все пусты положи. И возвратися на Русь с великою корыстию и со многимъ богатствомъ, пленивъ царство Греческое. Царь же Констянтинъ бысть о семъ в велице недоумении и в...
5. Хождение на Восток гостя Василия Познякова (оригинал)
Входимость: 1. Размер: 102кб.
Часть текста: горе, и в Раифе[11] были, и чьто тамо видели, то сущее и написали. И опять пришли во царствующий градъ Москву. А приходъ ихъ — перьвое, пришьли во Египетъ к папе[12] и патриарху Иакиму александрийскому[13] и начаша ему о государи цари и великого князя здравии сказывати: «Благоверный и христолюбивый царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии здравствуетъ, отче». Такоже и о благоверной царицы и великой княгини Анастасии и о царевичехъ — о Иваньне и о царевиче Феодоре. Воспроси же насъ о митрополите. Мы же о митрополите рекохомъ ему: «Макарей, митрополитъ великого града Москвы и всеа Русии, велел тобе, святейшему папе и патриарху Иакиму, челом ударити». И поклонихомся до земля. Онъ же рекъ намъ: «Какъ Богъ милуетъ брата нашего Макария, митрополита всеа Русии, и како церьковъ Христову пасетъ и словесное стадо?» — Мы же отвещахомъ ему: «Молитвами вашими здравствуетъ о Христе и церьковъ Христову хранитъ целу и непорочну». И вземъ у насъ пречестный образ и шубу.[14] И благослови насъ своимъ благословением, и вели к собе кресло принести и насъ, возле собя велел поставити кресло, понеже в полате его лавокъ нетъ, а среда наслана ковры шолковыми. Самъ же сяде и намъ велелъ сесьти возле собя. И емъ насъ за руку и велел толмачю говорити[15]: «Подобает де намъ спрашивати васъ про вашу веру православную и о Божиихъ церквах стоячи. И вы де на меня не позазрите в томъ, занеже немощен есмъ вельми, 19 дней...
6. Троицкая повесть о взятии Казани (оригинал)
Входимость: 1. Размер: 81кб.
Часть текста: о взятии Казани (оригинал) ТРОИЦКАЯ ПОВЕСТЬ О ВЗЯТИИ КАЗАНИ СКАЗАНИЕ О ВЕЛИЦЕЙ МИЛОСТИ БОЖИИ, ЕЖЕ ВСЕМИЛОСТИВЫЙ БОГЪ СОТВОРИ НА РАБЕ СВОЕМЪ БЛАГОЧЕСТИВОМЪ ЦАРЕ И ВЕЛИКОМЪ КНЯЗЕ ИВАНЕ ВАСИЛЬЕВИЧЕ, КАКО СРАЧИНЪ ПОБЕДИ И КАЗАНЬ ВЗЯ Приидете, отцы и братия, и услышите духовную повесть, еже сотвори всемилостивый Богъ, и помилова раба своего — благочестиваго и благороднаго царя и государя великого князя Ивана Васильевича всеа Русии, самодержца всея Руския земля. И прежде всех васъ молю, духовныи отцы и братия, да молите премилостиваго Бога, да дастъ ми разум Богъ на отверзение устом моим, да молитвами пречистыя Богородица и всех святых, и всехъ руских чюдотворцов, и великого чюдотворца нашего и помощника, и заступника преподобнаго игумена Сергия и ученика его преподобнаго Никона чюдотворца, да и вашими — духовных отецъ и братия молитвами се уже начинаем писати. Пишет бо в Божественном Писании, яко тайну цареву добро есть хранити, а дела Божия преславно есть проповедати;[1] аще кто тайны царевы не хранитъ, от земного царя смертию осужаетца, аще же дел Божиих и великия его милости не проповедуемъ, не токмо беду души своей наносимъ, но и вечным мукам себе предаем, се душевная беда еже вечно мучитися. Аз же, окаянный, сея душевныя беды убоявся и написал сию милость Божию, еже сотвори Богъ на православном государи нашем...
7. Троицкая повесть о взятии Казани (комментарии)
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Часть текста: ПОВЕСТЬ О ВЗЯТИИ КАЗАНИ   Подготовка текста, перевод и комментарии Т. Ф. Волковой Вслед за публикацией текста «Казанской истории» мы издаем в настоящем томе еще одно сочинение о взятии Казани, состоящее из двух частей — «Сказания» и «Повести», которые мы объединили под условным заглавием, указывающим на место их создания — Троице-Сергиеву лавру. Несмотря на определенную сюжетную автономность, подчеркнутую самостоятельными заглавиями, «Сказание» и «Повесть» составляют единое целое и по стилю, и по идейно-художественному замыслу. «Повесть» логически продолжает сюжетное повествование «Сказания». На основании фактических данных, содержащихся в тексте Троицкого сочинения (здесь как о живом говорится о царевиче Дмитрии, умершем летом 1553 г., и в то же время не упоминается сын Грозного Иван, родившийся в марте 1554 г.), А. Н. Насонов датировал памятник временем не позднее лета 1553 г. (Насонов А. Н. Новые источники по истории Казанского взятия // Археографический ежегодник за 1960 г. М., 1962, с. 6). Историко-литературную ценность Троицкого сочинения определяет прежде всего тот факт, что оно послужило одним из непосредственных источников «Казанской истории», на что впервые обратил внимание А. Н. Насонов. Из «Сказания» автор «Казанской истории» заимствовал текст речи митрополита Макария, произнесенной им во время благословения Ивана Грозного церковным собором перед выходом его в казанский поход, рассказ о прощании Грозного с царицей Анастасией, описание молебна в коломенском Успенском соборе, который царь посетил по прибытии в Коломну. Близок к троицкому тексту и рассказ «Казанской истории» о посещении Иваном Грозным московского Успенского собора. Из троицкой «Повести»...