Приглашаем посетить сайт

Житие Юлиании Лазаревской (старая орфография)

Подготовка текста и комментарии Т. Р. Руди

ЖИТИЕ ЮЛИАНИИ ЛАЗАРЕВСКОЙ

МЕСЯЦА ГЕНВАРЯ ВО 2-Й ДЕНЬ. УСПЕНИЕ СВЯТЫЯ ПРАВЕДНЫЯ УЛЬЯНЕИ, МУРОМЪСКИЕ ЧЮДОТВОРИЦЫ

Во дни благовернаго царя и великого князя Иоанна Василиевича всея Русии от его царьского двора бе мужъ благовеъренъ и нищелюбивъ, именемъ Иустинъ, пореклом Недюревъ, саномь ключникъ, имея жену, такову же боголюбиву и нищелюбиву, именемъ Стефаниду, Григориеву дщерь Лукина, от града Мурома. И живяста во всякомъ благоверии и чистоте, и имяста сыны и дщери, и много богатьства, и рабъ множество. От нею же родися сия блаженная Улияния.

Бывши же ей 6 лет, умре мати ея, и поятъ ю1 в предеълы муромъские баба ея, матери ея мать, вдова Анастасия, Никифора Дубенского дщи, и воспитающе во всякомъ благоверии и чистоте 6 же летъ. И умре баба ея, и по заповеди ея поятъ ю к себе тетка ея Наталия, Путилова жена Арапова.

Сия же блаженная Улияния от младых ногтей Бога возлюби и Пречистую его Матерь, помногу чтяше тетку свою и дщери ея, и имея во всемъ послушание и смирение, и молитве и посту прилежаше. И того ради от тетки много сварима бе2, а от дщерей ея посмехаема. И глаголаху ей: «О безумная! Что в толицей младости плоть свою изнуряеши и красоту девьственую погубиши?» И нуждаху ю рано ясти и пити. Она же не вдаяшеся воли ихъ, но все со благодарениемъ приимаше и с молчаниемъ отхождаше, послушание имея ко всякому человеку. Бе бо измлада кротка и молчалива, небуява,3 невеличава и от смеха и всякия игры отгребашеся, аще и многажды на игры и на песни пустотные от сверьстницъ нудима бе4. Она же не приставаше к совету ихъ, недоумение на ся возлагаше5, и темъ потаити хотя своя добродетели. Точию въ прядивномъ и в пяличномъ деле6 прилежание велие имяше, «и не угасаше свеща ея вся нощи». А иже сироты и вдовы немощныя в веси7 той бяху, и всех объшиваше, и всехъ нужных8 и больныхъ всяцемъ добромь назираше9, яко всемъ дивитися разуму ея и благоверию. И вселися в ню страхъ Божий, не бе бо в веси той церкви близъ, но яко два поприща. И не лучися ей в девичестемъ возрасте в церковь приходити, ни слышати словесъ Божиихъ почитаемыхъ, ни учителя учаща на спасение николиже, но смысломъ бо Господним наставляема нраву добродетелному.

Егда же достиже 6-го на 10 лета10, вдана бысть мужу добродетельну и богату, именемъ Георгию, прорекломъ Осорьину, и веньчани быша от сущаго ту попа, именем Потапия, въ церкви праведнаго Лазаря в селе мужа ея. Сей поучивъ ихъ по правиломъ святымъ закону Божию, она же послуша учения и наказания11 внятно и деломъ исполняше. Еще бо свекру и свекрови ея в животъ сущимъ, иже видевъше ю возрастомъ и всею добротою исполнену и разумну, и повелеста ей все домовное строение правити1213 и вся повеленная ими непреткновенно14 соверьшааше, яко всемъ дивитися о ней и многимъ искушающимъ ю в речах и во ответехъ. Она же ко всякому вопросу благочиненъ и смысленъ ответъ даяше, и вси дивляхуся разуму ея и славяху Бога. По вся же вечеры довольно Богу моляшеся и коленопреклонения по 100 и множае, и, вставая рано, по вся утра такоже творяше и с мужемъ своимь.

Егда же мужу ея на царьскихъ службах бывающу лето или два, иногда же по три лета во Асторохани, она же в та времена по вся нощи без сна пребывающи, в мольбахъ и в рукоделии, в прядиве и в пяличномъ делъ. И то продавъ, нищимъ цену15 даяше и на церковное строение; многу же милостыню отай16 творяше в нощи, в день же домовное строение правяше. Вдовами и сироты, аки истовая мать, печашеся, своими руками омывая, и корьмя, и напаяа. Рабы же и рабыни удовляше17 пищею и одеждею, и дело по силе полагаше, и никого простымъ именемъ назваше, и не требоваше воды ей на омовение рукъ подающаго, ни сапогъ разрешающа18, но все сама собою творяше. А неразумныя рабы и рабыни смирениемъ и кротостию наказуя и исправляше, и на ся вину отлагаше, и никого не оклеветаше, но всю надежду на Бога и на Пречистую Богородицу возлагаше и великого чюдотворьца Николу на помощь призываше, от негоже помощь приимаше.

Во едину же нощь, воставъ по обычаю на молитву без мужа, беси же страхъ и ужасъ великъ напущаху ей. Она же, млада еще и неискусна тому, убояся и ляже на постели, усну крепко. Увидъ много бесы, пришедша на ню со оружиемъ, хотяще ю убити, рекуще: «Аще не престанешъ таковаго начинания, абие19 погубим тя!» Она же помолися Богу и Пречистой Богородицеъ и святому Николе. И явися ей святый Никола, держа книгу велику, и разгна бесы, яко дым бо изчезоша. И воздвигъ десницу20 свою, благослови ю, глаголя: «Дщи моя, мужайся и крепися и не бойся беъсовъскаго прещения21: Христосъ бо мне повеле тебе соблюдати от бесовъ и злыхъ человекъ!» Она же, абие от сна возбнув22, увиде яве мужа, из храмины дверьми изшедъша скоро, аки молнию. И воставъ, скоро иде воследъ его, и абие невидимъ бысть, но и притворъ23 храмины тоя крепко запертъ бяше. Она же оттоле, извещение приемши, возрадовася, славя Бога, и паче перваго добрыхъ делъ прилежаше.

Помале же Божию гневу Русскую землю постигъшу за грехи нашы: гладу велику зело бывшу, и мнози от глада того помирааху. Она же многу милостыню отай творяше, взимаше пищу у свекрови на утренее и на полъденное ядение и все нищимъ гладнымъ даяше. Свекры же глагола ей: «Какъ ты свой нравъ премени! Егда бе хлебу изообилие, тогда не могох тя к раннему и полуденному ядению принудити. А ныне, егда оскудение пищи, и ты раннее и полъдневное ядение взимаешь». Она же, хотя утаитися, отвеща ей: «Егда не родихъ детей, не хотяше ми ся ясти. И егда начахъ дети родити, обезсилехъ и не могу не ясти. Не точию24 в день, но и нощию множицею хощетъ ми ся ясти, но срамляюся у тебе просити». Свекры же, се слышавъ, рада бысть и посылаше ей пищу довольну не точию в день, но и в нощь, бе бо у нихъ в дому всего обилно, хлеба и всех потребъ. Она же, от свекрови пищу приимая сама, а не ядяше, гладнымъ все раздаяше. И егда кто умирааше, она же наймаше омывати, и погребальное даяше, и на погребение сребреники даяше. А егда в селе ихъ погребахутъ мертвыхъ кого ни буди, о всякомъ моляся о отпущении грехъ.

Помале же моръ бысть на люди силен, и мнози умирааху пострелом25, и оттого мнози в домехъ запираахуся, и уязвенных постреломъ в домъ не пущаху, и ризам не прикасахуся. Она же, отай свекра и свекрови язвенныхъ многихъ своима рукама в бани омывая, целяше и о исцелении Бога моляше. И аще кто умирааше, она же, многи сироты своими руками омывъ и погребальная возложъ, погребати наймая и сорокоустъ даяше.

Свекру же и свекрови ея въ глубоцей старости во иноцех умерьшимъ, она же погребе ихъ честно. Многу милостыню и сорокоусты по нихъ разда, и повеле служити по нихъ литоргию, и в дому своемъ покой мнихомъ и нищимъ поставляше во всю 40-цу по вся дни, и в темницы26 милостыни посылаше. Мужу бо ея в то время на службе во Астарохани три лета и боле бывшу, она же по нихъ много имения в милостыню истроши, не точию в ты дни, но и по вся лета творя память умерьшимъ.

27 ей сотворити, часты брани воздвизашася въ детехъ и рабехъ. Она же, вся смыслено и разумно разсуждая, смиряше. Врагъ же наусти28 раба ихъ — и уби сына ихъ старейшаго. Потомъ и другаго на службе убиша. Она же вмалеъ аще и оскорбися29, но о душяхъ ихъ, а не о смерти, но почти ихъ пениемъ, и молитвою, и милостынею.

Потомъ моли мужа отпустити ю в монастырь, и не отпусти. Но совещавшеся вкупе жити, а плотнаго совокупления не имети. И устрой ему обычную постелю, сама же с вечера по мнозе молитвъ возлегаше на пещи без постели, точию дрова острыми странами к телу подъстилаше, и ключи железны под ребра своя подлагаше, и на техъ мало сна приимаше, дондеже30 рабы ея усыпааху. И по томъ вставаше на молитву во всю нощь и до света. И потомъ въ церковь вхожаше к заутрени и к литоргии, и по томъ ручному делу прилежаше и домъ свой богоугодно строяше. Рабы своя довольно пищею и одеяниемъ удовляше и дело комуждо по силе задавааше, вдовами и сироты печашеся и беднымъ во всемъ помагааше.

И поживъ с мужемъ 10 летъ по разлучении плотьне, и мужу ея преставлыпуся, она же погребе и31 честно и почти пениемъ и молитвами, и сорокоусты, и милостынею. И паче мирская отверже, и печашеся о душе, какъ угодити Богу, ревнуя прежнимъ святымъ женам, моляся Богу, и постяся, и милостыню безмерну творя, яко многажды не остати у нея ни единой сребреницы, и займая даяше нищимъ милостыню, и въ церковь по вся дни хождааше к пению. Егда же прихождааше зима, взимаше у детей своихъ сребреники, чимъ устроити одежду, и то раздан нищимъ. Сама же без теплыя одежды в зиму хождааше, в сапоги же босыма ногама обувашеся, точию под нозе свое ореховы скорлупы и чрепие32 острые вместо стелекъ подъкладаше и тело томяше.

Во едино же время зима бе студена зело, яко земли разсъдатися от мраза. Она же неколико время к церкви не хождааше, но в дому моляся Богу. Во едино же время зело рано попу церкви тоя пришедшу единому в церковь, и бысть ему гласъ от иконы Богородичны: «Шедъ, рцы милостивой Ульянеи, что в церковь не ходитъ на молитву? И домовная ея молитва богоприятна, но не яко церковная. Вы же почитайте ю, уже бо она не меньши 60 летъ, и Духъ Святый на ней почиетъ». Попъ же, в велицемъ ужасъ бывъ, абие прииде к ней, падъ при ногу ея, прося прощениа, и сказа ей видение. Она же тяжко внятъ33, еже онъ поведа предъ многими, и рече: «Соблазнился еси34, егда о себе глаголеши. Кто есмь азъ, грешница, да буду достойна сего нарицания». И закля его35 не поведати никому. Сама же иде въ церковь и, с теплыми слезами молебная совершивъ, целова икону Богородицыну. И оттолъ болъ подвизася к Богу, ходя к церкви.

По вся вечеры моляшеся Богу во отходной храмине36. Бе же ту икона Богородицына и святаго Николы. Во единъ же вечеръ вниде в ню по обычаю на молитву, и абие бысть храмина полна бесовъ со всякимъ оружиемъ, хотяху убити ю. Она же помолися Богу со слезами, и явися ей святый Никола, имея палицу, и прогна ихъ от нея, яко дым исчезоша. Единого же беса поймавъ, мучаше. Святую же благослови крестомъ и абие невидимъ бысть. Бесъ же плачя вопияаше: «Азъ ти многу спону творяхъ по вся дни: воздвизах брань в дътех и в рабехъ. К самой же не смеяхъ приближитися ради милостыни, и смирения, и молитвы». Она бо, безпрестани в руках имея чотки, глаголя Исусову молитву. Аще ядяше и пияаше или что делая, непрестанно молитву глаголаше. Егда бо и почиваше, уста ея движастася и утроба подвизастася37 на славословие Божие. Многажды видехомъ ю спящу, а рука ея чотки отдвигаше. Бесъ же бежа от нея, вопияаше: «Многу беду ныне прияхъ тебе ради, но сотворю ти спону на старость: начнеши гладомъ измирати, не чюжихъ корьмити». Она же знаменася крестомъ — и исчезе бесъ от нея. Она же к намъ прииде ужасна вельми38 и лицемъ пременися. Мы же, видехомъ ю смущену, вопрашахомъ, — и не поведа ничтоже. Непомнозе39 же сказа намъ тайно и заповеда не рещи никому.

И поживе во вдовъствъ 9 летъ, многу добродетель показа ко всемъ, и много имения в милостыню разточи, точию нужные потребы домовъные оставляше, и пищу точию годъ до года розчиташе, а избытокъ вся требующимъ растакаше40. И продолжися животъ ея до царя Бориса. В то же время бысть гладъ крепокъ во всей Русстей земли, яко многимъ от нужды скверных мясъ и человъческихъ плотей вкушати, и множество человекъ неизчетно гладомъ изомроша. В дому же ея велика скудость пищи бысть и всехъ потребных, яко отнюдъ не прорасте из земли всееное жита ея. Кони же и скоты изомроша. Она же моляше дети и рабы своя, еже отнюд ничему чужу и татьбе41 — скоты, и ризы, и сосуды — вся роспрода на жито, и от того челядь корьмяше, и милостыню довольну даяаше, и в нищете обычныя милостыни не розстася, и ни единого от просящих не отпусти тща42. Дойде же в последнюю нищету, яко ни единому зерну остатися в дому ея. И о томъ не смятеся, но все упование на Бога возложи.

В то бо лето преселися во ино село в пределы нижеградъцкия, и не бе ту церкви, но яко два поприща. Она же, старостию и нищетою одержима, не хождааше к церкви, но в дому молящися. И о томъ немалу печаль имяше, но поминая святаго Корнилия, яко не вреди его и домовная молитва, и иныхъ святыхъ. Велицъ же скудости умножьшися в дому ея. Она же распусти рабы на волю, да не изнурятся гладомъ. От них же доброразъсуднии обещахуся с нею терпети, а инии отъидоша. Она же со благословениемъ и молитвою отпусти я, не держа гнева нимало. И повеле оставшим рабомъ собирати лебеду и кору древяную, и в томъ хлебъ сотворити. И от того сама съ детьми и рабы питашеся, и молитвою ея бысть хлебъ сладокъ. От того же нищимъ даяаше и никого тща не отпусти, в то бо время без числа нищих бе. Соседи же ея глаголаху нищимъ: «Что ради в Ульянин домъ ходите? Она бо и сама гладомъ измираетъ». Они же поведаша имъ: «Многи села обходим и чистъ хлебъ вземлемъ, а тако в сладость не ядохомъ, яко сладокъ хлебъ вдовы сея». Мнози бо имени ея не ведаху. Соседи же, изобильна хлебомъ, посылааху в домъ ея просити хлеба, искушающе ю. И такоже свидетельствующа, яко вельми хлебъ ея сладокъ. И дивися человеку к себе: «Горазди рабы ея печь хлебовъ!» И не разумеюще, яко молитвою ея хлебъ сладокъ. Потерпе же в той нищете два лета, не опечалися, ни смутися, ни поропта, и «не согреши ни во устах своихъ, и не дастъ безумия Богу43». И не изнеможе нищетою, но паче первыхъ летъ весела бъ.

Егда же приближися честное ея преставление, и разболеся декабря в 26-й день, и лежа 6 дней. Въ день лежа моляшеся, а в нощи, воставая, моляшеся Богу, особь44 стояше, никимъ подъдержима, глаголаша бо: «И у больнаго Богъ истязуетъ45 молитвы духовныя».

Генваря въ 2-й день, свитающу дню46, призва отца духовнаго и причастися Святыхъ Таинъ. И седъ, призва дети и рабы своя и поучая о любви, и о молитве, и о милостыни, и о прочихъ добродетелех. Прирече же и се: «Желаниемъ возжелах ангельскаго образа иноческаго, не сподобихся грех моихъ, нищеты ради, понеже47 недостойна быхъ, грешница сый убогая. Богу такъ извольшу, слава праведному суду его». И тутъ повеле уготовити кадило и фимиямъ положити, и целова вся сущая ту48«Слава Богу всехъ ради. „В руце твои, Господи, предаю духъ мой". Аминь». И предастъ душу свою в руце Божий, егоже возлюби. И вси видевше около главы ея кругъ златъ, якоже на иконахъ околе главъ святыхъ пишется. И омывше, положьше ю в клетъ, и в ту нощь видеша светъ, и свеща горяща, и благоухание велие повеваше ис клети тоя. И вложьше ю во гробъ дубовый, везоша в пределы муромския, и погребеше у церкви праведнаго Лазаря подле мужа ея, в селе Лазареве за четыре версты от града, в лета 7112-го (1604) генваря въ 10 день.

Потомъ над нею поставиша церковь теплую49 во имя архистратига Михаила. Над гробомъ ея лучися пещи быти50. Земля же возрасташе надъ нею по вся лета. И бысть в лето 7122-го (1614) августа въ 8 день преставися сын ея Георгий. И начаша въ церкви копати ему могилу в притворе между церковию и пещию, бе бо притворъ той без моста51, и обретъше гробъ ея на верху земли целъ, не врежденъ ничимъ. И недоумеваху, чий есть, яко от многихъ летъ не бе ту погребаемаго. Того же месеца въ 10 день погребше сына ея Георгия подьле гроба ея и поидоша в домъ его учредити погребателей. Жены же, бывъшыя на погребении, открыша гробъ и видеша полнъ мира благовонна, и в той часъ от ужасти не поведаша ничтоже, по отшествии же гостей сказаша бывъшая. Мы же, слышавъ, удивихомся и, открывше гробъ, видехомъ такъ, яко и жены реша52 от ужасти не смеяхомъ досматрети, точию видехомъ нозъ ея и бедры целы суща, главы же ея не видехомъ того деля, понеже на конецъ гроба бревно пещьное налегаше. От гроба же подъ пещь бяше скважня53, еюже гробъ той ис подъпещья идяше на востокъ с сажень, доньдеже, пришедъ, ста у стены церковныя. В ту же нощь мнози слышаху у церкви тоя звонъ и мнеша пожаръ и, прибегше, не видеша ничтоже, точию благоухание исхождаше. И мнози слышавше, и прихождаху, и мазахуся миромъ тем, и облегчение от различных недугъ приимаху. Егда же миро то раздано бысть, нача подле гроба исходити перьсть54, аки песокъ. И приходятъ болящий различными недуги, и обътираются пескомъ темъ, и облегчение приемлютъ и до сего дня. Мы же сего не смеяхомъ писати, яко не бе свидетельство55.

От части чюдесъ праведныя Улиянии

И прииде от града Мурома человък именемъ Иеремий Червевъ съ женою. И приведе с собою двое детей — сына именемъ Андрея и дщерь девицу. Оба больна: из рукъ и из ногъ кровь течаше, и из голенъ и из ручныхъ лактей. И певъ молебенъ и понахиду, и от гроба святыя пескомъ отре. И абие в той часъ облегчися болезнь их. Егда же принесе ихъ в домъ свой, нападе на ня сонъ, и спаху день да нощъ. И воставше от сна, начата рукама своима креститися, а преже того не можаху и ко устомъ донести боле двою летъ. Язвы же ихъ исцелеша единою неделею. А инии мнози изцелевъшеи тоятъ чюдеса, боящеса осуждения. Всего же болъ от тресавицъ56

И оградихомъ гробъ той деками околе его менши пяди на все страны. Иногда видехомъ к правой стране приклонився верхъ гроба того, а иногда — к левой. И о семъ дивихомся, последи же разумехомъ, яко возрасташе земля подъ гробомъ тымъ и тако помалу кверху подвизашеся. И бяше вода приходя около гроба ея, и о семъ ужасохомся, яко место бе высоко. И явися блаженная во граде Муроме в девичье монастыре дщери своей инокъ Феодосие, повеле выняти ся из земли. Она же пришедъ, подня гробъ ея мало и подложи под него дцку дубову. Оттоле же и доныне вода не приходитъ.

Человекъ именемъ Иосифъ деревни Макаровы, боляше зубы, яко многи дни ему не ясти, ни спати. И хотя от велия болеъзни удавитися. И глагола ему жена ити к раце блаженныя Ульянеи. Онъ же послуша ю, прииде единъ в полъдня и помолився, отре пескомъ болящыя зубы. И абие ощути облегчение, и пришедъ в домъ свой, усну. И убудився ничимъ не врежденъ, и пойде на дело сено сещи.

Во едину же нощь загореся село то. И обьятъ огнь 4 двора средния, беша бо соломою крыты. И воста буря велия, и уже огню к церкви приближающуся. Азъ же едва возмогъ от зноя вскочити въ церковь и похвативъ перьсти57 от гроба ея объма рукама. И явися в рукахъ моихъ аки вода, и вверьгохъ во огнь противъ ветра, такоже и съ другия страны пожара. И абие ветръ возвратися въспять и нача свиватися кругомъ, и две храмины, сущыя от края, угасихомъ. А по обе стране по 4 двора, такоже вкупе саломою покрыты, соблюде Богъ от огня невреждены молитвою святыя.

Деревни Пансыревы человекъ именемъ Иосифъ разболеся, и боляше горло, и не можаше глаголати, но едва перстомъ указываше. И даша ему воды с мощей святыя Ульянии, и абие в той часъ здравъ бысть и нача глаголати ясно, яко николиже болевъ.

Села Лазарева христианка Фекла бесом одержима много время. И приведоша ю к раце святыя, и молебенъ певше. И бысть здрава и смыслена.

Деревни Гороховы некая жена слепа бе много время, не видя отнюдъ нимало. И приведена бысть к раце святыя, и пев молебенъ — в той часъ прозре, аки николиже болевъ, отиде в дом свой, славя Бога.

Деревни Коледина человекъ именемъ Климентъ боляше ногою: бысть язва, зовомая пострелъ, еюже мнози умирааху, бе бо в то время на скоты поветрие велико. И бысть недугъ той к смерти. Онъ же, слышавъ чюдеса преподобныя Ульянеи, отчаявся живота и повеле вести ко гробу ея. И молебная соверьшивъ, отре пескомъ и въскоръ получи здравие, очистися от язвы.

58 три лета. И привезенъ бысть в село Лазарево, и, соверьшив молебная, отреся пескомъ, и вскоре исцеление получи, и отиде радуяся.

Деревни Подъболотья человъкъ именемъ Андрей беъ разслабленъ и горбатъ, не могъ въсклонитися два лета. И прииде к праведной Ульянеи и, соверьшивъ молебное, отреся пескомъ и святою водою окропися, — въскоре исцеление получивъ, прослави Бога.

Града Мурома с пасаду Матфея Черкасова раба именемъ Мария бе слепа, не видя нимало. И приведъше ю к раце святыя Ульянеи, и соверьшивъ молебная и понахиду, и абие вскоре исцеление получи, отиде в домъ свой, радуяся о себе, и на пути начя ягоды и грибы брати, аки николи болев.

Некий отрокъ младъ, яко 10 лет, слепъ и разслабленъ, немощно и на другую страну обратитися ему; принесенъ бысть к церкви Архангела Михаила, и, соверьшивъ молебная, абие прозре и узре свеща горяща. И болезнь его облегчися, и по мале дний воста здравъ, прослави Бога и святую.

«Иди въ церковь Архангела Михаила и приложися ко иконе праведныя Ульянеи. И есть у тебе во ономъ местъ две сребреници». И показа ей место, где лежатъ, и повеле ей дати попу, да приложитъ ко образу ея. Она же сотвори тако, и слушавъ молебна и понахиды, пивъ святую воду и отреся пескомъ, и абие въ той часе исцеле, и прослави Бога и святую Ульянею, отиде радуяся.

Села Лазарева некая жена именем Фекла, Артемьева жена Мартьянова, боляше очима зело. И приведеше ю въ церковь, и соверьшивъ молебная, и омыся святою водою и вскоре, исцеление получивъ, прослави Бога и святую Ульянею.

Сынъ боярский именемъ Феодоръ, прорекломъ Пансыревъ, лежя в болезни боле года воднымъ трудомъ59 и чревомъ, понос безпрестани афендрономъ60 идяше. И привезоша к нему песку от гроба святыя Улиянии и святыя воды. И егда испи святыя воды и треся пескомъ, абие в той часъ отокъ отпаде и поносъ закрепися.

Муромецъ дворенинъ Стефанъ Скрыпинъ, обе руце его больны беста, не владе ими много время. И приехавъ к мощемъ святыя Улиянии, и молебная соверьшивъ. И егда священникъ прочте Евангелие, онъ же приложився, получи исцеление, нача креститися и отиде здравъ, радуяся и славя Бога.

Московский дворянинъ Иосифъ Ковковъ разболеся великою болезнию, яко живота отчаятися. И присла слугу своего Аникиа, и соверьшивъ молебная, и вземъ святые воды и песку, и пивъ ю, и омывся, и пескомъ отреся — абие здравъ бысть. И получивъ исцеление, прииде пешъ своима ногама, и приложи ризы поповския к церкви той, славя Бога.

154-го (1645), сентября въ 1-й день. Исцели Богъ Михаила Яковлева сына Мелникова, одержимъ бяше беснымъ недугомь61

155-го (1646), октября въ 19 день. Прикладныя копейки позлащеные тати покрали от образа и на улице изронили. Bсе целы, только не обьяви Богъ, кто кралъ.

ей во уме о праведной Ульянеи: итти в село Лазарево приложитися ко гробу ея и молебная соверьшити. И в томъ часе начать видети. И прииде к преподобней здрава, яко николиже болевъ. И пребысть в Муроме два лета, приходя на память ея и погребение, молебная исправляя.

Примечания.

1. ее;

2. бранима была;

3. незаносчива;

5. притворяясь неумеющей;

6. в прядении и вышивании;

7. в селе;

8. нуждающихся;

10. шестнадцати лет;

11. наказа, наставления;

12. управлять домашним хозяйством;

13. их;

15. вырученные деньги;

16. тайно;

17. снабжала;

18. обувь снимающего;

20. правую руку.

21. запрета;

22. пробудившись;

23. сени, передняя;

25. от моровой язвы;

26. в тюрьмы;

27. препону, препятствие;

28. подстрекнул, подговорил.

30. пока... не;

31. его;

32. черепки;

33. с опасением выслушала;

35. взяла с него клятву;

36. в уединенном помещении.

37. устремлялась;

38. в сильном смятении;

40. раздавала;

41. воровству и грабежу;

42. с пустыми руками.

43. и не роптала на Бога;

45. требует;

46. на рассвете;

47. потому что;

48. и попрощалась со всеми;

50. случилось так, что над ее могилой поставили печь;

51. без настила.

52. сказали;

53. отверстие;

55. так как не было церковного освидетельствования чудес;

56. от лихорадки.

57. праха;

58. был парализован.

60. через задний проход;

61. буйством, сумасшествием

Комментарии

ЖИТИЕ ЮЛИАНИИ ЛАЗАРЕВСКОЙ

«Житие Юлиании Лазаревской» — необычное житие. Созданное в первой половине XVIIв., оно отразило особенности «переходного века» в истории русской литературы: в нем соединены черты традиционного жития и бытовой биографической повести. Это обстоятельство стало причиной переименования памятника: в 1940-е гг. он получил второе название — «Повесть об Улья-нии Осорьиной», закрепившееся за ним в литературоведении.

Героиня жития праведная мирянка Юлиания Лазаревская — это реальное историческое лицо, муромская помещица Ульяния Устиновна Осорьина (в девичестве Недюрева), жившая в XVIв. С XVIIв. она стала почитаться как местночтимая святая города Мурома, получив имя Юлиании Лазаревской по месту погребения в селе Лазареве Муромского уезда.

Автором жизнеописания Ульянии стал ее сын Дружина (по крестному имени Каллистрат) Осорьин, известный по актовым материалам как губной староста Мурома в 1610—1640 гг. Его имя читается в заглавии Пространной редакции памятника: «Житие и преставление святыя и преподоб-ныя и праведныя матере нашея Иулиании Лазоревския. Списано многогрешнымъКалистратомъ, по-реклу Дружино Осорьинымъ, сыномъ ея, что въ Муромскихъ пределехъ. Благослови, отче» {РНБ, собр. Q. 688, л. 144). Обращение сына к описанию «добродетельных трудов и подвигов» своей матери — исключительное явление в истории древнерусской литературы. Этим, по-видимому, во многом определяется художественное своеобразие памятника.

Житие «Юлиании Лазаревской» было создано в 20—30-е гг. XVIIв. Как следует из текста заключительного фрагмента, оно было написано не ранее 1614 (по некоторым спискам — 1615) г., после погребения сына Ульянии Георгия.

Композиционно памятник выстроен по традиционной житийной канве, в нем присутствуют все элементы агиографической схемы — от рождения героини от благочестивых родителей до честного преставления и исцелений у гроба святой. Однако традиционная форма оказалась наполненной новым содержанием. Ореолом святости наделена обычная женщина-мирянка. Главные добродетели Ульянии, которые постоянно подчеркивает автор, расценивая их как подвиги благочестия, — это трудолюбие и сострадание страждущим. Суть подвижничества Ульянии заключается в той «любви нелицемерной», которую она проповедовала и «делом исполняла» всю жизнь. Восхищаясь «смиренной красотой» подвига Юлиании Лазаревской, Г. П. Федотов писал: «Хотя Юлиания Лазаревская прошла через суровую аскезу и мечтала о монашестве, но не внешние причины помешали ей принять его. Она осталась верной своему личному христианскому призванию служения миру и деятельной христианской любви».

Искреннее сыновнее чувство и реальные жизненные впечатления помогли Дружине Осорьину создать живой и притягательный, психологически достоверный женский образ, «идеальный женский характер Древней Руси», по определению Ф. И. Буслаева. Наблюдательность и личный характер воспоминаний автора обогатили жизнеописание Ульянии элементами психологизма и художественными деталями. Традиционное по форме и предназначению (жизнеописание святой подвижницы), «Житие Юлиании Лазаревской» стало одной из первых «биографий частного лица». Обращение к новому герою, частному лицу, — характерная черта литературного развития XVIIв., важнейшим достижением которого явилось, по определению Д. С. Лихачева, «открытие характера». Поэтичность жизнеописания Юлиании Лазаревской, русской женщины, причисленной к лику святых за праведные труды и милосердие, а также жанровое и художественное своеобразие произведения Дружины Осорьина определили особое место этого памятника в истории литературы Древней Руси.

«Жития Юлиании Лазаревской» в читательских кругах свидетельствует широкое распространение его в рукописях: в настоящее время известно 58 списков произведения XVII—XIXвв., а также особый текст «Обретение мощей преподобной Ульянии» и одна выписка из жития в сборнике полемического характера. Существует 3 редакции «Жития Юлиании Лазаревской»: Краткая, Пространная (представлена двумя вариантами) и Сводная. Краткая редакция, являющаяся первоначальной, сопровождается описанием посмертных чудес и исцелений у гроба Ульянии. Пространная редакция снабжена риторическим вступлением (или послесловием — во 2-м варианте) и распространена в основном цитатами из Священного Писания и святоотеческих сочинений. В ней особенно акцентирована идея возможности «спасения в миру» — в семье и деятельной любви. Сводная редакция имеет в основе текст Краткой, но расширена переработанными вставками из Пространной редакции и особым вступлением, не встречающимся в других списках памятника.

В настоящем издании публикуется Краткая редакция жития по основному списку середины XVIIв. — РНБ, Q. I. № 355, л. 59—75. Исправления внесены по рукописи: РНБ, О. I. № 25.

Стр. 108. — В годы правления Ивана IV, Грозного (1533—1584).

... Иустинъ, пореклом Недюревъ... — Иустин Васильевич Недюрев, отецУльянии Осорь-иной, в 1542 г. был ключником (т. е. служащим Дворцового или других приказов) во Владимире. В актовых материалах XVIв. упоминаются также имена и других названных в Житии родственников Ульянии — представителей дворянских родов Недюревых, Осорьиных, Лукиных, Дубенских, Араповых, многие из которых занимали довольно прочное положение в среде приказных людей и служилых дворян: были стряпчими, стольниками, дьяками, писцами, приказчиками (см.: Лихачев Н. П. Грамоты рода Осоргиных. Известия русского генеалогического общества. Вып. I. СПб., 1900; Скрипиль М. О. Повесть об Улиянии Осорьиной. (Комментарии и тексты)// ТОДРЛ. М.; Л., 1948. Т. 6. С. 257—264).

... Лукина... — Исправлено по другим спискам, в рукописи ошибочно «Церлукина».

...«и не угасаше свеща ея вся нощи». — Ср.: Притч. 31, 18.

Стр. 109. ... но яко два поприща. — Поприще — наименование некоторых древнерусских путевых мер; здесь употребляется в значении «верста» (приблизительно 1.067 км).

... попа, именем Потапия... — Священник Потапий позднее (в 1571 г.) был поставлен архимандритом Муромского Спасо-Преображенского монастыря с монашеским именем Пимен.

... в селе мужа ея. — В селе Лазареве Муромского уезда, родовом имении Осорьиных.

— В Пространной редакции Жития названы их имена: Василий и Евдокия Осорьины.

... мужу ея на царьскихъ службах бывающу... во Асторохани... — Муж Ульянии, служилый дворянин Юрий (Георгий) Осорьин, упоминается в Муромской десятне 1578 (7086) г.: «Юрий Васильевъ сынъ Осоринъ — самъ за собою и окладчики за нимъ сказали въ Нове городе в Нижнемъ поместья четыреста четьи...».

... по вся нощи без сна пребывающи... нищимъ цену даяше... — Здесь и далее при описании добродетелей Ульянии использованы образы библейской похвалы «доброй жене» из Притчей Соломоновых (см.: Притч. 31, 10—31).

... и никого простымъ именемъ назваше... — Т. е. не называла своих слуг неполными именами (Ванька, Юшка и т. п.).

... кротостию наказуя...— Ср.: 2 Тим. 2, 25.

— Николай Мирликийский (Чудотворец, Угодник, Святитель) — архиепископ Мир Ликийских, один из наиболее почитаемых на Руси святых; в иконографии традиционно изображается держащим книгу (Евангелие) в левой руке.

... яко дым бо изчезоша. — Традиционная агиографическая формула, используемая при описании изгнания бесов; восходит к 67-му псалму: «Яко исчезает дым, да исчезнут» (Пс. 67, 3).

Стр. 110. — плата за сорокадневное церковное поминовение и службы по умершему; атрибуты поминального обряда: свечи, ладан, вино.

Литургия (литоргия) — главное христианское богослужение.

... во всю 40-цу... — В течение сорокадневного поминания умершего.

... и роди сыны и дщери. — Из 13 детей Ульянии шестеро умерли во младенчестве, два сына погибли, и только пятеро детей пережили мать: дочь инока-схимница Феодосия и четверо сыновей — Дружина (Каллистрат), Юрий (Георгий), Иван и Дмитрий.

Стр. 111. ... и Духъ Святый на ней почиетъ. — Ср.: 1 Петр 4, 14.

... молебная совершивъ... — Молебен (молебная) — богослужение, носящее благодарственный или просительный характер.

Стр. 112. Иисусова молитва — одна из основных молитв, обращаемая к Иисусу Христу с просьбой о помиловании.

Аще ядяще и пияаше или что делая... — Ср.: 1 Кор. 10, 31.

... бысть гладъ крепокъ... — Лк. 15, 14.

— В годы правления Бориса Годунова (1598—1605) Россия пережила страшный трехлетний голод (1601 —1603). Холодное лето, проливные дожди и ранние морозы 1601 г. привели к недороду в 1602 и 1603 гг. Стали массовыми смерти от голода. Население питалось корой деревьев и травой, мясом кошек и собак; по свидетельствам очевидцев, были даже случаи людоедства (см.: Сказание Авраамия Па-лицына. — Наст, изд., т. 14, с. 238—356; Маржарет Жак. Состояние Российской империи и великого княжества Московии//Россия XV—XVIIвв. глазами иностранцев. Л., 1986. С. 262—263 и др.).

В то бо лето преселися во ино село в пределы нижеградъцкия... — В Пространной редакции Жития сообщается, что последние годы жизни Ульяния провела в селе Бочнево Нижегородского уезда — поместье своего мужа (в большинстве списков читается искаженное наименование «Вочнево»).

... поминая святаго Корнилия, яко не вреди его и домовная молитва... — Св. Корнилий — по библейскому преданию, сотник Италийского полка в Кесарии Палестинской во времена апостольские; один из первых язычников, обращенных в христианство. Его молитва в дому была услышана и принята Богом (Деян. 10, 30—31).

Стр. 112—113. И повеле вставшим рабомъ собирати лебеду... и в томъ хлебъ сотворити... и молитвою ея бысть хлебъ сладокъ. — Эпизод о сладком хлебе в «Житии Юлиании Лазаревской» содержит сюжетную, а иногда и текстовую перекличку с рассказом о Прохоре-лебеднике из Киево-Печерского Патерика (см. Слово 31-е «О Прохоре-черноризце, иже молитвою въ былии, глаголлемей лобода, творяше хлебы и въ пепелу соль». Наст, изд., т. 4, с. 426—434), что позволяет, по-видимому, считать его одним из литературных источников, использованных Дружиной Осорьиным при создании Жития Юлиании.

Стр. 113... — Ср.: Иов 1,22.

Желаниемъ возжелах... — Лк. 22, 15.

В руце твои, Господи, предаю духъ мой. — Ср.: Лк. 23, 46; Пс. 30, 6.

Стр. 114. Миро — благовонный маслянистый состав, употребляемый при совершении таинства миропомазания.

Мы же сего не смеяхомъ писати, яко не бе свидетельство. — Сведений об официальном освидетельствовании чудес и канонизации Юлиании Лазаревской нет. Известно, однако, что уже со второй половины XVIIв. она почиталась святой в селе Лазареве и за его пределами.

Града Мурома с пасаду Матфея Черкасова... — Черкасовы — один из самых известных купеческих родов Мурома. В муромской писцовой книге 1636 г. (опись Бартенева) двор Черкасовых назван вторым в списке «самых лутчих людей» города.

Московский дворянинъ Иосифъ Ковковъ... — Имеется в виду Иосиф Севастьянов сын Кровков (в рукописи фамилия искажена), представитель известного муромского рода Кровковых (или Кравковых), ктиторов и вкладчиков муромского Спасского монастыря. В 30-х гг. XVIIв.

«Росписном списке города Москвы 1638 года» (М., 1911. С. 144), и, вероятно, поэтому назван в тексте чудес московским дворянином.

Стр. 117. ... ко многимъ прощамъ... приходила молитися. — Т. е. к местам (обычно храмам), где совершались чудесные исцеления от недугов. Иногда слово «проща» входило в название церквей: церковь Параскевы-великомученицы Христовой Пятницы Проща, церковь Николая Чудотворца Старая Проща и др.