Приглашаем посетить сайт

Житие Никандра Псковского (перевод)

Житие Никандра Псковского (перевод)
Житие Никандра Псковского (оригинал)
Комментарии

Житие Никандра Псковского

МЕСЯЦА СЕНТЯБРЯ В 24 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО НИКАНДРА ПУСТЫННОЖИТЕЛЯ, ЖИВШЕГО НА ДЕМЯНЕ ОЗЕРЕ В ПОРХОВСКОЙ ЗЕМЛЕ

Благослови, отче!

<начало> жития оного преподобного старца Никандра пустынножителя. От юного возраста до нынешнего времени из многого малое описал я, что слышал от древних отцов, в царствование государя царя и великого князя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца. Братия и отцы во Христе, молю вас, читающих житие сего старца Никандра, не отягчайте, Господа ради, душу мою осуждением грубости моей, если даже и сочтете его безыскусным. Господь, Спаситель всего мира, да будет с вами.

Сей преподобный отец родился и воспитывался в Порховской стороне, земле славного града Пскова, отец у него был по имени Филипп, а мать Анастасия <и жили они> в некоем селе Псковской области. От рождения было наречено имя ему Никон. Потому как брат и мать его были иноками в некоем монастыре, сей Никон часто приходил в церковь и дивился церковному пению и чтению.

И пришел он оттуда в Псков град. И здесь был некий торговый человек по имени Филипп, а в иночестве Филарет, который полюбил очень Никона и отдал его на обучение грамоте некоему очень сведущему дьякону. Вскоре отрок Никон постиг чтение книжное и начал ходить по городам и селам и по многим монастырям. И возлюбил иноческое житие и образ жизни преподобных праведников, и нашел себе по Божьему изволению место пустынное во владениях Великого Новгорода, на Порховщине, — маленький островок среди лесов и болот, меж дорог Псковской и Порховской, в одном поприще от озера Демяна, из которого течет река Демянка, от города Порхова 15 поприщ, а болото было вокруг на расстоянии пятнадцати поприщ. И здесь построил себе малую хижину вместе с Федором Ситником, мужем духовным, и, пожив тут, ушел во град Псков и в городе пробыл недолгое время. И молился он, и просил Бога, чтобы желание сердца его исполнил. Господь же возвестил ему: «Добрый покой обретешь в ранее указанном тебе месте». И вернулся он в то же пустынное место, и жил там в трудах 12 лет, питаясь травою пустынною, которая называется уж, что около хижины его росла, и не выходил из пустыни той совсем.

Случилось ему второй раз быть в граде Пскове, и в полдень шел Никон из церкви великого Богоявления в Кстове в Среднем городе, и подошел к нему Никола, блаженный псковский, и взял его за руку, и начал говорить с ним, притворяясь юродивым, и предсказал ему страдания отшельнические. И Никон уразумел сказанное ему и хранил в себе все сказанные слова. И потом сбылось сказанное ему.

И потом некий муж по имени Филипп, псковитин, дал за Никона и за Федора вклады в монастырь Иоанна Богослова в Крыпецы. И там Никон начал иноческое житие и постригся в монахи, и было дано имя ему в иночестве Никандр. И Федор тут же постригся, и было дано имя ему Феодосий. И в том монастыре пожив, соблюдая заповеди Божии, ушел Никандр, получив благословение, в уединенную обитель свою, ранее обретенное место пустынное. И поставил себе келию, и огородил место вокруг, и укрепил, и благословил на то, чтобы здесь была создана малая церковь, и с усердием оберегалось место это. И жил 15 лет в безмолвии, следуя иноческому житию и правило Божественное неустанно исполняя, и многие беды он терпел тут от бесов, которые иногда принимали образ зверя, иногда же через злых людей творили ему пакости по наущению дьявольскому.

древком копья. Преподобный же Никандр не осудил их за это зло, но с благодарностью терпел. Очнувшись и воззрев на образ Спаса, вздохнул он и сказал: «Господи Иисусе Христе, ты добровольное страдание принял от июдеев, и один из воинов ребра тебе проткнул, и истекла кровь и вода, а я, многогрешный, с благодарностью терплю это за свои бесчисленные грехи». Разбойники же блуждали по лесу уже три дня и три ночи, и не нашли дороги, и от голода ослабели. Двое из них сошли с истинного пути спасительного, больше того, начали ругать святого, говоря, что он и себе не может помочь и во благо обратить, так может ли нам помочь и молитвою поспособствовать. И эти двое сорвались с мостков на Демянке реке и утонули. А двое возвратились к хижине святого, и начали плакать и молиться со слезами, и положили все взятое на землю, и иконы поставили. Никандр же преподобный вскоре пришел обрадованный, и расцеловал их, и накормил их, и простил, и отпустил их с миром.

И услышали о грабеже у Никандра в пустыни окрестные жители, и собрались вместе, и каждый из своего дома принес ему иконы, и хлеб, и одежду, и начали прославлять духовного старца. Он же не восхотел мирской славы, и ушел в Крыпецкий монастырь, и жил в нем, исполняя различные службы. И поставили его пономарем, и принудили его, и поставили келарем. И он не захотел ослушаться.

И потом ушел от славы из монастыря за три поприща от Крыпецкой обители, и поставил на болоте малую хижину, и жил там 3 года и 6 месяцев, питаясь растениями. И той стороны окрестные жители нашли его, и стали приходить к нему за помощью душевной. Игумен же и братия Крыпецкого монастыря возроптали на преподобного, потому что не стало приношений в монастырь, и все направились к нему и повелели ему уйти с места того. А он слезно скорбел и молил Бога, чтобы избежать ему молвы и людей.

И, в прозрении весть получив, пришел в прежнюю пустынь и прожил там 39 лет и 2 месяца. И тут много пакостей претерпел от бесов, но, в молитвах и посте пребывая, все терпел с благодарностью. И не знали о нем люди, и в лицо никого не видел он 15 лет.

И <однажды> пришел зверь лось в село, называемое Лодыгино, на гумно, недалеко от двора и ворот. Петр Есюков погнался за лосем с людьми на конях, и, преследуя, остался один, и гнал его десять поприщ болотом, и заехал далеко в темный лес, и не нашел преследуемого зверя, и повернул в сторону, и увидел еле заметный следчеловеческий, и направился по нему, и увидел хижину малую, окруженную деревянными строениями. Он начал потихоньку молитву творить, и дважды, и трижды, и не ответил ему никто, он же начал со слезами молиться. И Никандр ответил ему: «Аминь». И в прозрении сказал: «Ступай, Петр, в гостиницу, что у дуба, я к тебе приду». Он в гостинице недолго пробыл, и увидел преподобного Никандра, идущего к нему, и встретил его, и пал ему в ноги, и просил благословения, и спросил его: «Отче преподобный, сколько лет ты в пустыни этой живешь, скажи мне, отче». Он же, отвечая, сказал: «Бог знает, чадо». Петр же, прослезившись, пал у ног его и сказал: «Отче, помолись обо мне, грешном, ибо состарился я, а бездетен». А тот сказал ему: «Чадо, да будет у тебя сын». И, о душеполезном побеседовав, отпустил его с миром. Петр же стал приходить к преподобному из града Порхова ради пользы душевной, поучениям его внимая. И рассказал ему Никандр о пустыни и о церкви, об отшествии своем к Богу через несколько лет.

недоставало пищи, он растениями и ужем питался, ел же только один раз в день и воду в течение дня понемногу пил, милостыни же ни у кого не просил, но только тем и питался, что приносили ему боголюбивые мужи.

И когда шел в последний раз в пустынь на жительство, то в пути застала его ночь, и попросился он у некоего крестьянина переночевать, <было это> в понедельник сырной недели. А в доме том пировали, и предлагали ему есть и пить, он же не хотел ничего пробовать. И стали говорить о святом: «Этот человек зло замышляет против нас, ибо не хочет у нас есть и пить». А у соседа крестьянина разбойники разграбили дом и людей сожгли. И начали сего преподобного старца бить палками по всему телу его и по голове. И молитвами Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии услышан был крик его другими боголюбивыми людьми, и сказали они: «Этот человек не сделал вам никакого зла, за что его бьете, неповинного?» И сразу отпустили его с честью, и накормили хлебом. Никандр же, вкусив немного хлеба, пошел в уединенную обитель свою, благодаря и не тая в себе злобы, терпя все Бога ради. И пришел в пустыню, славя Святую Троицу.

И как-то раз преподобный Никандр утомился от трудов, и забылся сном, и увидел мимо себя бегущего кота. И, очнувшись от сна, увидел двух волков, стоящих у изголовья, так дьявольским одолением хотели его погубить. Никандр же вооружился силою Христовою крестною, и, взяв посох, по земле ударил, и произнес: «Отступите от меня все, творящие беззаконие». И все исчезли. Никандр же сохранен был силою Христовою и благодатию.

Однажды этот же старец Никандр беседовал с неким крестьянином, живущим рядом, по имени Симеон, и предрек ему Никандр смерть, когда тот умрет, что и сбылось по слову святого. И дал он ножницы Симеону и сказал ему: «Тебе эти ножницы пригодятся». И теми ножницами постригся тот Симеон в монахи.

И однажды, когда святой стоял на молитве, пришел медведь к келии его и начал о келию чесаться, так что келья дрожала. Преподобный Никандр перекрестил оконца, и посмотрел в одно оконце, и увидел огромного зверя стоящего, и оградил его крестным знамением, и дунул на него. Зверь же упал на землю как мертвый. Преподобный Никандр подошел к зверю огромному, а зверь, ползая по земле, пал перед святым и стал лизать ноги его. И он благословил его, и дунул, и дал ему уйти своим путем.

«Не бойся, Никандр». И второй раз явился ему Александр явственно в сенях перед келиею, то же говоря: «Не бойся, Никандр». И с того дня избавлен был святой от всех сетей дьявольских.

Один раз в год святой ходил из пустыни в Демянский монастырь исповедаться и причаститься Пречистых Тайн и сразу же снова возвращался в свою пустынь. А схиму принял в Демянском монастыре за 8 лет до преставления своего. Борода была у Никандра длинная, но не широкая, ровная, светлая, вся равномерно седая и белая, как у Феодосия Печерского.

И предсказал он конец жизни своей за год, уже будучи в глубокой старости. Незадолго до этого пришел к нему из Порховского девичьего монастыря дьякон Петр, и беседовал с ним Никандр, и сказал ему: «Три года страдал я ногами, а ныне обрел облегчение». И Петр увидел, что у ног его нет голеней, остались только одни кости. И завещал Никандр дьякону Петру похоронить себя у церкви Благовещения Пречистой Богородицы, и сказал ему: «Петр, когда Господь по душу мою пошлет, схорони тело мое после смерти». Петр же сказал ему: «Когда, отец святой, известишь, что должен я все сделать по слову твоему?» Никандр сказал: «Не знаю, как тебе весть подам, но когда услышишь о моем преставлении, то приди, и соверши службу, и схорони тело мое, как подобает». И потом так и свершилось по слову святого блаженного Никандра. Петр и похоронил, как подобает, тело блаженного в том месте, где он жил, в пустыни, и поставил над ним церковь Благовещения Пресвятой Богородицы по завещанию преподобного Никандра. Он же и сказал ему, где взять храмовую икону и как храм построить.

И вскоре после этого преставился преподобный Никандр в год 7090 (1581)-й, сентября в 26-й день, во время псковской осады. А преставился преподобный в одиночестве, не было рядом никого из людей. И некий боголюбивый муж по имени Иван Долгий из Боровичей, крестьянин Бориса Пантелеева, пришел к нему за благословением и увидел, что святой уже отошел к Богу. И тот похоронил его без погребения в земле, потому что в то время литовцы вели военные действия около городов Пскова и Порхова и не было тут никого, кто бы мог проводить его; и без гроба положен был, и обложен деревцами, и засыпан землею.

Услышали в Порхове горожане, которые были в осаде, что преподобный старец Никандр к Богу отошел и не погребен, как подобает, и заплакали все люди: мужи, и жены, и младенцы, и хотели идти на погребение святого, но боялись, так как множество литовских воинов стояло около города и далеко вокруг. Дьякон Петр, о котором уже говорилось, сказал: «Мужи и братья, христоименитые люди, я вам скажу нечто важное, сказанное преподобным старцем Никандром, как предсказал он за три года свое преставление и войну с литовцами во время его преставления. Но не бойтесь, идущие на погребение, Господь Бог не предаст вас в руки врагов молитвами святого старца Никандра». И горожане возложили надежду на Бога, и на Пречистую Богородицу, и на преподобного, прошли сквозь литовское войско невредимые и хранимые Богом и принесли с собой много свечей и ладана и все необходимое для погребения. И похоронили его, как подобает, со псалмами и песнями и пением духовным игумены, и священники, и дьяконы, и множество народа. И погребен был, как подобает, около келии своей, у дуба, в день Покрова Святой Богородицы, и доныне покоится он тут под церковью Благовещения Пресвятой Богородицы во славу Христову, ему же слава.

Принесли к преподобному некоего мужа по имени Назарий, болен был, прикован к постели из-за недуга своего год и шесть месяцев, сгнила грудь его, так что и внутренности были видны, и положили его пред келиею святого, тогда еще преподобный был жив. Преподобный вышел из келии своей и увидел больного, лежащего на носилках. Назарий же охватил ноги преподобного, и целовал ноги его, и омывал слезами, и просил у него о молитве исцеляющей. Он же сказал: «Да отпусти ноги мои». А Назарий сказал: «Отче, умру рядом с тобой, преподобным, если не исцелишь меня, ибо я уже заживо съеден червями, и не отойду от тебя». И Никандр увидел утомление сердца его и сказал: «Назарий, ступай в гостиницу, в келью мою, что у дуба, и поспи там немного». Назарий же сказал ему: «Святой отец, давно уже не смыкал я глаз во сне из-за болезненного своего недуга». Святой сказал: «Я тебе теплую келию приготовил, зная о твоем приходе, ступай и отдохни в теплой этой келии и покажи мне болящие язвы свои». И он показал ему, и не мог рубашку свою снять с тела, ибо прилипла она к телу его. И осенил святой крестным знамением язвы его, и отправил его в келию свою, а сам стоял на молитве всю ночь. Назарий же спал всю ночь, а наутро встал здоровым, струпья же сошли с тела его вместе с рубашкой, как чешуя. И припал он к ногам преподобного, и преклонил колени, и плакал горько, и сказал: «Святой отец, ты меня молитвою своею исцелил». Преподобный же ответил ему: «Я из всех людей самый грешный по немощи и невежеству, один Бог исцеляет человеческий род, не только тело, но и душу». И святой повелел Назарию, сказав: «Не рассказывай об этом никому, чтобы не было тебе хуже, и пусть будет благой жизнь твоя, и не забывай место это до смерти своей».

Чудо второе преподобного отца нашего Никандра пустынножителя

«Иосиф, чадо, нет у меня кота, но исполни ради меня послушание, отыщи мне кота». Иосиф же сказал: «Да где же я найду это угодное тебе существо?» Он сказал Иосифу: «Есть у Спасского дьякона в Заклиньи». Иосиф же спросил: «А ты у него просил его?» Святой ответил: «Я и в лицо его не видел и не знал с тех пор, как пришел в пустынь эту». Иосиф пошел, а святой спросил его: «Будешь ли в третий день?» Иосиф ответил: «И завтра, отче, буду». Святой же сказал: «И в четвертый день тебе не бывать, и повеленное тебе не исполнить».

Пришел Иосиф к дьякону Ивану и спросил о том, за чем его послали. Он же дал ему то, за чем его посылали, и Иосиф пошел в пустынь с посланным <котом>. И по внушению дьявольскому возвратился Иосиф в дом свой, и оставался дома три дня, и <кота>-то, за чем его послали, посадил в темном месте, и не давал ему есть и пить, и забыл о нем и о пророчестве святого. И на пятый день пришел к святому. Святой же, все провидя, стал говорить ему: «Иосиф, почто кота этого в темнице томил три дня, а сам дома пребывал?» Иосиф, увидев его прозорливость, пал к ногам его и покаялся. Святой же послал его обратно, туда, где взял <кота>-то, за чем посылали, ибо поступил Иосиф не по наказу святого, и отправил его. Иосиф отошел от келии святого с треть поприща, и пришло ему на ум подойти к келии и кота выпустить. А святой отправил Иосифа, и остался в келии своей, и предугадал помыслы его. Иосиф уже запустил руку за пазуху и ухватил кота и хотел его выпустить, и вдруг невидимою силою некоею схватил святой Иосифа сзади и трижды проговорил: «Иосиф, Иосиф, Иосиф, что делаешь не по повелению!» И обличил его, и сказал: «Поведай мне, что замышляешь?» Он же ответил ему: «Ты, отче, все помыслы мои знаешь, хотел ведь выпустить кота около келии твоей. Твоя же прозорливость опережает беззаконное непослушание». Святой повелел ему молчать, и благословил его, и отпустил его. И он вернулся в дом свой, радуясь.

преподобного, и жаловался горько. Святой же сказал: «Симеон, не скорблю я о твоей лошади, хотя и пропала у тебя лошадь, но скорблю я о том, кто украл лошадь по глупости». И сказал Симеон святому: «Ты, господине отче, почто о воре скорбишь?» Святой, смирив себя, сказал: «Так изначально ведется, чадо, кто сам грехам способствует и воровства греховного исполнен, тот и о воре скорбит». И сказал Симеону: «Иди, чадо, в дом свой и найдешь пропавшее». И пришел Симеон в дом свой, той же ночью прибежала пропавшая лошадь, и нашел ее. И вскоре возвратился он в пустынь к святому. А вор, когда переезжал через реку, утонул. Симеон и рассказал об этом святому. Святой же сказал ему: «Должно, чадо, о тех христианах скорбеть, которые отошли к Богу без покаяния». Симеон, то осознав, прослезился и просил простить его, святой же простил и отпустил его с миром.

В год 7093 (1585), января во 2-й день, уже после преставления преподобного, пришел в пустынь из московской земли дьячок церковный по имени Андрей, а родился он в этой же стороне Порховской, у святого Николы чудотворца на Тишинке. И прожил один год и 7 дней в обители преподобного в послушниках, был он еще молод, 23 лет. И, подстрекаемый ненавидящим добро врагом дьяволом, украл у старца в пустыни, у постриженника того же монастыря по имени Исайя, мантию и куколь и все чернеческое одеяние, иконы и книги забрал и сбежал из пустыни. Со старцем же в пустыни не было никого, а сам он был болен ногами. И пришел старец к преподобному в церковь, и пал на гробницу преподобного, и, горько жалуясь, сказал: «Господи, не посчитай это ему за грех, но поспеши и направь его на мирный и благой путь». И помощию преподобного увечный и безногий старец устремился за Андреем, а до этого почти не выходил из келии своей. Андрей же по молодости прошел до обеда 12 поприщ и пришел в безлюдное и лесистое место, которое называется Подогривье, и ничего там не нашел, кроме скошенного сена, и собирался уходить с того места. И явился ему старый почтенный монах, и сказал ему: «За этим ли пришел из дальней стороны? Или не знаешь, что не можешь от меня скрыться?» Андрей же побежал в чащу лесную и потерял рассудок, лишился ума своего, и не узнавал людей, но ревел громким голосом. И в третий час ночи на то же место пришел увечный старец, еле живой, перекрестился с поклонами и, помолившись, влез в сено и заснул. И было около шести часов ночи, и пришел Андрей туда же к сену, на то же место, крича и изнемогая. Увечный старец подумал про себя: «Убьет он меня». А о помощи святого не знал и успокоил себя старец: «Если убьет меня, неповинного, Бог об этом узнает». И сотворил молитву старец, Андрей же ничего не ответил, но продолжал стонать. Подумал старец, и возложил надежду на святого, и подошел к Андрею, он же лежал возле сена и не мог пошевелиться, ибо обессилел. Той ночью закончились их блуждания, и не смогли они увидеть и не узнали <друг друга>, и оба ослабели и изнемогли. И скорбел старец увечный, что пришла его погибель. Но через некоторое время приехали из села, что называется Горки, два мужа, Ларион и Онтип, родные братья, чтобы взять сена для скотины, и увидели увечного старца, творящего земные поклоны. Андрей же стоял и не говорил ничего. Андрея изгнали <из монастыря>, потом он постригся в Великих пустынях, и дали ему имя Антоний, имел он чин дьякона.

Житие Никандра Псковского (перевод)
Житие Никандра Псковского (оригинал)
Комментарии