Приглашаем посетить сайт

Слово о благочестивом царе Михаиле (старая орфография)

Подготовка текста и комментарии Е. К. Ромодановской

СЛОВО О БЛАГОЧЕСТИВОМЪ ЦАРЕ МИХАИЛЕ

Бысть во Цареграде царь Михаил, благочестивъ и славенъ зело во всех странах. И родися у него конь велми чюденъ и грозенъ. И нихто на него не смеяша сесть, царь на немъ не ездиша, в железной конюшне стояше, повинных1 к нему меташе. И повелелъ царь Михаил во Цареграде клич кликать: «Хто б царевъ конь укротилъ, чтоб могъ ездить царь Михаилъ на чюдномъ и на грозном коне?» И розошлася весть по всемъ градомъ.

Слышав же то Московские области извоздникъ2 некто, имянем Василей, и прииде во Царьград. И виде царя Михаила, к вечерне идуща, и воскричал извоздникъ, и рече: «Великий царю Михаил! Яз грозново коня твоего укрочю, что имешь ты, царь Михаилъ, ездить на грозномъ коне!» И слышевъ же то, князи и бояре и отбиша ево прочъ и рекоша: «Али в тою пору во Цареграде нетъ ни в князех, ни боярех, кому укротить грозново коня!»

На утре ж увидевъ извоздникъ царя, к заутрене идуще, и возопил великимъ гласомъ: «Великий царю, яз конь твой излечю, что ты, царь, имешъ на коне ездить». Царь же слышавъ и рече: «Аще так сотворишъ, яз тобя учиню вторымъ царемъ во Цареграде и дам тебе половину Царяграда, и князей, и бояр, и велмож».

Извоздникъ же поклонився царю и поиде к железной конюшне, где конь стоит. И ударивъ кулакомъ по замкомъ — замки все с пробоев долой спадоша. И вниде в конюшъню, и ухватил коня одинова призаромъ3 воскричал громко: «Великий царю Михаил, чюдной конь твой тихъ, и кротокъ, и смирен. Вели на него положить конской нарядъ». Царь же Михаил со князи и з бояры своими видев грозново коня и много дивовася, и повелелъ конской наряд положить. Извоздникъ же рече: «Великий царю Михаилъ, всяди на грозной свой конь, тих и кротокъ». Царь же всяде на конь и поеха по царскому своему двору, князи же и бояря, и велможи много дивяся царскому на коне сиденью и чюдного коня течению.

Царь же Михаил, велми радостенъ и веселъ, повелелъ чюдново коня поставить въ воденой кандуле4, а извозднику повелел подле своего царского двора царской двор устроить. И нарекли извозника царемъ.

По немнозе времени извоздника посадиша на царскомъ престоле и платье царское на него возложиша, и венецъ царской на главу ему возложиша, и скипетръ царьской в руку ему дастъ. И дастъ ему половину князей, и бояр, и велмож, и половину Царяграда. И заповеда всемъ, ево повелелъ слушать. Тогда же извоздникъ воцарився и бысть грозенъ велми. Вси князи и бояре, половина Царяграда, славят его во цари всему Царюграду.

Некоторые князи, и бояря, и велможи старого царя благочестиваго, пришед, царю своему рекоша: «Посаженика твоего славят всему Царюграду царем, а тебя, благочестиваго царя, и не слышеть». Царь же Михаил слышавъ и посм-явся, и повелелъ царя Василья, посаженика своего, к себе на пир звать.

себя быти княземъ, и бояром, и велможамъ. Царь же Василей поиде ко царю Михаилу на пир, а с собою не много взяше князей и бояр, и вниде в полату, где царь Михаилъ на своемъ на царскомъ престоле сядя. Царь же Михаил не воста с места своего противу царя Василья, посаженика своего, и повелелъ царю Василью с ноги башмакъ сняти и опять на ногу свою возложить. Царь же Василей рече: «Не подобает царю царя розувать и обувать! Царь царю по достоянию честь воздает». Царь же Михаилъ рече: «Аще не снимешь башмакъ и опять не возложишъ, велю тебя казнить». Царь Василей не могъ ничем отнятца5 и сотворил ухищрение: снял башмакъ с ноги и опять возложил. Царь же Михаил востал, сшелъ с престола своего царского и сяде за стол кушать. Царь же Василей исшед во свои хоромы, за стол ко царю Михаилу не пошол.

И пришед в свои хоромы, и начал велми сердитовать, аки левъ ревуще. И повелелъ к себе всем своимъ княземъ и бояромъ быть тотчасъ. Князи ж и бояря все съехашеся. Царь же Василей начал имъ жаловатца: «Князи и бояря и вси велможи! Царь Михаилъ зазвал меня к себе на пир, яз к нему пришол, и он меня заставил себя розувать и обувать и меня темъ обесчестилъ. И вы мне придумайте, какъ мне отомстить царю Михаилу позор свой». Князи же и бояре, и вси велможи рекоша: «Великий царю Василей! Подобает тот позор отомстить: единому живу быти, а другому мертву». Царь же Василей, слышав, повелел к себе всемъ быть от мала и до велика в третьемъ часу ночи, всемъ вооруженным.

День пройде, бысть ночь. Царь Михаил ляже опочивать, а князи и бояря вси поехаша коиждо6 по себе. И бысть третей часъ ночи. Ко царю Василью съехашеся, царь же Василеи, вооружася, поиде на царя Михаила. Ко вратомъ царскимъ прииде, пятьсотъ стрелцовъ побил. На двор вниде, а на крылце и в сенех болши пятисот побилъ. И прииде г дверям полаты царевы, и выломиша двери, и вниде в полату, где царь Михаилъ почивает. И прииде ко царю Михаилу, и вынявъ мечь свой, и хотелъ царю Михаилу главу отсечь. А царь Михаилъ опочивает, а руцы его на выи. 7 «Царь Василеи! Судитъ тобя Богъ со мною, что ты мне за добро зло воздал!» Царь же Василеи ужаснулся и побежал ис полаты вонъ. Изменники же царя Михайловы возвратиша царя Василья и рекоша ему: «Царю Василеи! Аще ево ныне не докончаешъ, утре тобе тою же самому смертью умереть». Царь же Василеи возвратився в полату и отсече царю Михаилу главу. И повелелъ ево тое ж ночи похоронить по достоянию по царский, бутто своею смертью умер.

А на утрии же день повелелъ столбъ высок сотворить и повелелъ в вечный колокол звонить, чтобы к столбу вси цареградцкие князи и бояре съехалися. Тот же часъ съехалися все. Царь же Василеи вниде на столбъ и нача велегласно говорить: «Князи и бояря, и вси цареградцкие мужи! Царь Михаил царьствовалъ во Цареграде единъ много летъ, а меня сотворилъ над половиною Царяграда царемъ, а самъ царствовалъ надъ другою половиною. А ныне царь Михайло преставился, и яз его похоронилъ чесно. И вы кого выбираете на другую половину во цари?» Князи ж и бояря, и вси цареградцкие мужи рекоша: «Царю Василеи! Коли царь Михаилъ преставился, кому другому быть? Ты единъ царь, буди надо всемъ Царемъградомъ царь». И всему Царюграду прославиша царя Василья царемъ. Царь же Василеи, извозъдникъ, всемъ Царемъградомъ владея многое время.

1 провинившихся;

2 конюх, возчик;

3 яростно.

4 Слово неясно; возможно, это испорченное — неводной канат (кодолить коня — пустить на вожже);

5 уклониться.

6 каждый;

7 ударил.

СЛОВО О БЛАГОЧЕСТИВОМ ЦАРЕ МИХАИЛЕ

«Слово о благочестивом царе Михаиле» создано русским автором в середине XVII в. и является одним из первых опытов свободного варьирования на исторические темы. Автор прекрасно ориентируется в греческих хрониках — в том виде, в каком к середине XVII в. они существовали на Руси. Судя по ряду деталей, автор пользовался, скорее всего, русским переводом Хроники Георгия Амартола (возможно, что он знал ее лишь по какой-либо из древнерусских исторических компиляций).

Герой повести византийский царь Михаил (842—867) был известен древнерусскому читателю по хроникам Зонары, Георгия Амартола, Манассии, по русским хронографам, Никоновской летописи и Степенной книге. Его характеристика, как правило, однозначна: недаром он получил прозвище Пьяницы, а греческие историки говорят о его попойках, самодурстве, увлечении конями. Однако об отрицательных чертах Михаила ничего не говорится, царь традиционно изображается «благочестивым», славным «во всех странах» и не имеет почти ничего общего со своим историческим прототипом. Мало этого: рассказ о воцарении «извоздника» Василия, прототипом которого также был реальный византийский император Василий Македонянин (867—886), приближается к типу сочинений об узурпаторах престола, хитростью или коварством занявших место истинных правителей; в этом контексте Михаил предстает невинной жертвой. Может быть, мольба царя в сцене убийства навеяна и русскими памятниками («Повесть об убийстве Андрея Боголюбского», «Сказание о Борисе и Глебе»).

«Слово о царе Михаиле» наполнено русскими реалиями, характерными для московского быта XVI—XVII вв.: пребывание царя у литургии и заутрени, стрельцы как царская охрана, «князи и бояры» как приближенные царя. Михаил принимает Василия, сидя на престоле, а последний для сообщения о смерти царя велит соорудить «столп», подобный московскому Лобному месту. От русской сказки несомненно типичная ритмичность речи, внутренняя рифма, гиперболы, общий зачин, а также награда Василию за подвиг — полцарства.

«Слово о благочестивом царе Михаиле» опубликовал Сперанский по рукописи: РГБ, собр. Ундольского, №942, сер. XVII в. (Сперанский М. Н. Эволюция русской повести в XVII в.// ТОДРЛ. Т. 1. С. 161 — 164. Л., 1934). Печатается по той же рукописи.

... Московские области извоздникъ некто, имянем Василей... — Московские — явная ошибка русского писца, должно быть Македонские; Василий, исторический прототип будущего императора, происходил из македонских крестьян и, основав на византийском престоле македонскую династию, получил у потомков прозвище Македонянин.

—Для истории Византии характерно одновременное правление двух императоров, о чем русские читатели знали из многочисленных исторических хроник и компиляций. Обещание не только поделить престол, но и отдать «половину Царяграда» сходно с типичным сказочным мотивом «отдать половину царства».