Приглашаем посетить сайт

Сказание о зачатии Москвы и Крутицкой епископии (старая орфография)

Подготовка текста и комментарии М. А. Салминой

СКАЗАНИЕ О ЗАЧАТИИ МОСКВЫ И КРУТИЦКОЙ ЕПИСКОПИИ

О ЗАЧАТИИ1 ЦАРСТВУЮЩАГО ГРАДА МОСКВЫ И О КРУТИЦКОЙ ЕПИСКОПИИ, КАКО БЫСТЬ

во имя его град Юрьевъ Польской. И в томъ граде церковь велелепну2 созижде во имя Георгия Страстотерпца, каменную, на рези3 и от подошвы и до верху. И по создании храма того поехалъ князь великий Данилъ Ивановичь изыскивати места, где бы ему создати град престолныи к великому княжению своему. И взя съ собою некоего греченина4, именемъ Василия, мудра и знающа зело и ведяща, чему впредь быти. И въехавъ с нимъ во островъ теменъ и непроходимъ зело. В нем же болото велико и топко. И посредъ того болота и острова узрелъ князь великий Данилъ Ивановичь зверя превелика и пречюдна, троеглава и пестра велми пестринами различна и красна зело. И вопроси Василия греченина, что есть видение се пречюднаго зверя. И сказа ему Василий греченинъ: «Великий княже, на семъ месте созиждется град превеликъ и распространится царствие троеугольное, и в нем умножатся различных ордъ люди, то есть прообразует зверя сего троеглавнаго, а различнии на немъ цвети — то же есть прообразует различных орд люди». Посемъ князь великий в том же острове наехалъ посредъ болота островъ малъ, а на немъ поставлена хижина мала, а живетъ в ней пустынникъ, а имя ему Букалъ. И потому и хижина именуема Букалова. И ныне на том месте Божиимъ повелением царской дворъ. И после того князь великий Данила Ивановичь с темъ же греченином Василием спустя 4 дни наехали горы, а в горахъ техъ стоитъ хижина мала, а в той хижине человек римлянин, имя ему Подонъ. И возлюби князь великий место сие, и на томъ месте себе домъ устроити восхоте. Той же мужъ Подонъ исполненъ Духа Свята и рече: «Князе, не подобаетъ ти зде веселитися, то есть место домъ Божий. Созижди ту храмъ, и пребудутъ архиереи Бога вышняго служителие». Князь же великий Данилъ Ивановичъ въ 6 лето на хижине Букалове заложи град и нарекоша имя ему Москва. А въ 7 лето на горахъ Подонских на хижине заложи церковь Всемилостиваго Спаса и устрой святолепну ю. И въ 9-е лето родишася у него два сына, князь Алексей, князь Петръ. Онъ же, князь великий Данилъ Ивановичь, любляше сына своего вельми, князь Алексея Даниловича, и во имя его созда град к северу и нарече имя ему Алексинъ. И тамо обреъте во острове мужа именем Сара, земли Иверские5, свята и благоговейна зело, и на его хижине заложи градъ Алексинъ. И по 29 летехъ прииде из грекъ епископъ Варлаамъ к великому князю Данилу Ивановичю и многия чюдотворные мощи с собою принесе. Князь же великий Данило Ивановичь приятъ его съ великою честию и любовию, и повеле ему храмъ освятити на горахъ Подонскихъ, и предаст ему область Крутицкую, и нарекоша его владыкою Сарскимъ и Подонскимъ, а горы нарекоша Крутицы.

1. начале, возникновении;

2. очень красивую;

3. украшенную резьбой;

4. грека.

Комментарии

СКАЗАНИЕ О ЗАЧАТИИ МОСКВЫ И КРУТИЦКОЙ ЕПИСКОПИИ

«Сказание о зачатии Москвы и Крутицкой епископии» — одна из четырех повестей, посвященных основанию Москвы. Оно написано во второй половине XVII в. Автор его, имя которого неизвестно, решив в завуалированной форме отразить реальные исторические события, имевшие место в середине XVII в., — борьбу между патриархом Никоном и крутицким митрополитом, создал вымышленный рассказ о возникновении Москвы и Крутицкой епархии, основанной фантастическими Сарой и Подоном. Он проявил знакомство с легендарной родословной русских князей от Августа-кесаря, с легендами о построении городов, со сказаниями о начале монастырей.

Текст «Сказания» публикуется по списку: РГБ, —начала XVIII в., изданному в кн.: Повести о начале Москвы / Исследование и подготовка текстов М. А. Салминой. М.; Л., 1964, с. 245—247; исправления внесены по спискам: ГИМ, собр. Муз., №998; РНБ, собр. Погодина, № 1442.

Стр. 140. Данил Ивановичъ. — Лицо вымышленное.

... Рюрика, короля римскаго... — Рюрик, согласно легендарно-политическим сказаниям, распространенным в русской литературе в XIV—XVI вв. (см. Дмитриева Р. П. Сказание о князьях владимерских. М.; Л., 1955), приглашенный новгородскими послами из «Прусской земли» на княжение в Новгород и ставший основателем рода русских князей, был «сродником» римского императора Августа.

князь Георгий — лицо вымышленное.

— Георгиевский собор в Юрьеве-Поль-ском, воздвигнутый в 1230—1234 гг.; украшен резьбой.

... царствие троеугольное... — С. К. Шамбинаго (Повести о начале Москвы // ТОДРЛ. М.;Л., 1936. Т. 3. С. 96) высказывал предположение, что под этим выражением следует подразумевать «триличное царство», возглавлявшееся царем Михаилом Федоровичем, его отцом Филаретом и матерью Марфой. Есть другое толкование: «троеугольное царство» — это «Великая, Малая и Белая Россия» (Повести о начале Москвы / Исследование и подготовка текстов М. А. Салминой. С. 164).

Стр. 141. — Первое упоминание Москвы — селения, впоследствии главного города Московского княжества, столицы русского централизованного государства, согласно Ипатьевской летописи, относится к 1147 г., когда князь Юрий Долгорукий принимал в ней одного из князей.

... князь Алексей, князь Петръ — имена вымышленные.

— Здесь имеется в виду не город Алексин, расположенный к югу от Москвы, а находящееся севернее ее, как и сообщает «Сказание», село Алексино, принадлежавшее Крутицкой епархии, митрополиту Сарскому и Подонскому.

... на горахъ Подонскихъ... горы нарекоша Крутицы. — В действительности же история образования Крутицкой епархии иная: сначала это была Сарайская епархия, учрежденная в XIII в. в золотоордынском городе Сарае для облегчения участи христиан — русских пленников. В XIV в. она распространила свои владения на земли по Дону и сарайские епископы стали именоваться «сарскими и подонскими». В XV в. епископство было перенесено из Сарая в Москву на Крутицы (возвышенное место на левом берегу Москвы-реки), но «из почтения к древности» наименование крутицких владык сарскими и подонскими сохранилось. Автор «Сказания», как предполагается, сознательно прибег к вымыслу, утверждая, что Крутицкая епархия образовалась около Москвы изначала.