Приглашаем посетить сайт

Сказание о князьях владимирских (оригинал)

Сказание о князьях владимирских (перевод)
Сказание о князьях владимирских (оригинал)
Комментарии

СКАЗАНИЕ О ВЕЛИКИХ КНЯЗЕХ ВЛАДИМЕРСКИХ ВЕЛИКИА РУСИА

От история Ханаонава и предела рекома Арфаксадова, перваго сына Ноева рожьшагося по потопе. По отца своего Ноя благословению разделися вся вселенная на три чясти[1] тремъ сыномъ его: Симу, Хаму и Афету. Извержеся от нерадениа Хамъ от благословениа отца своего Ноя,[2] зане не покры наготы отца своего Ноа, упившася виномъ. Егда истрезвися Ной от вина и вразуме, елико сътвори ему сынъ его меньший, и рече: «Проклят буди Хамъ, да будет рабъ братома своима». И благослови дву сыновъ своих Сима н Афета, иже покрыша наготу отца своего опаки зрящи, наготы же не видеша. И благослови Симова сына Арфаксада, яко да вселится в пределех Ханаоновых. И родишася ему две близняте: первому имя Мерсемъ, второму Хусъ,[3] — сии начялницы Египту. И умножившимся от них родомъ по коленомъ. Отлучися Хусъ во глубочайшая страны Иньдея и разпространися тамо на востоце; Мерсу же умножишася племена даже до сей страны. Афету же излишая племена от северных стран даже и до полунощиа. И воста некий началникъ того же рода именемъ Фарисъ в Калаврийских странах и созда град во имя свое именемъ Арфакса.[4] Правнукъ же его именемъ Гайдуварий, сей первый написа астрологию въ Асирии в пределех Симовех, и по семъ Сеостръ.[5] Сей же Сеостръ первее всехъ на земли въцарися въ Египте, и по колену его многая лета преминушя. И от его роду нача царствовати Филиксъ,[6] и тъй пооблада вселеньною. По Филиксе же, многимъ летомъ минувшимъ, воста некий царь въ Египте от того же рода именемъ Нактанавъ влъхвъ, сей роди Александра Макидоньскаго от Алимъпияды, жены Филиповы.[7] Сей вторый пооблада вселенною лет 12, и всех летъ живота его 32,[8] скончася и предаде Египетъ ряднику своему Птоломею.[9] Мати же Александрова по смерти сына своего возвратися къ отцу своему Фолу, царю ефиопьскому. Фолъ же вдастъ ю ко второму браку за Виза,[10] сродника Нектонавова. Виз же роди от нея дщерь и нарече ю Аньтия; и созда град в Сосвенех и нарече имя граду в свое имя и в дщери своея Визаньтия,[11] иже ныне именуемъ Царьград. От Александра Макидоньскаго до Птоломеа Прокаженаго премину Птоломеевъ 22.

Птоломей же Прокаженый име дщерь премудру именемъ Клеопатру,[12] и та правяше Египетьское царство под отцемъ своимъ Птоломеемъ. И в то время Иулие, кесарь римъский,[13] посла зятя своего Антонина, стратига римъскаго,[14] на Египетъ воиньством. Антонину же пришедшу со многими вои по суху и по морю на брань Египту. Посла же Клеопатра ко Антонину, стратигу римскому, послы своя со многими дарми, глаголющи: «Веси ли, о стратиже, египетьское богатьство? Лутше ми есть с покоем царствовати, нежели с малоумьемъ излияти крови человеческиа». Умили же ся Антонинъ и прият Египетъ без крови, и посяже за нь царица Клеопатра премудраа; и въцарися Антонинъ въ Египте. И услышавъ Иулие, кесарь римъский, Антониново презорство, и постави брата своего Августа стратигом[15] над ипаты, и посла его с четыре браты своими и со всею областью римскою на Антонина. И пришед Августъ, взят Египетъ, и уби зятя своего Антонина, самъ седе вь Египте. Взят же и Клеопатру царицу, дщерь Птоломеа Прокаженаго, и посла ю в Римъ в кораблехъ со многимъ богатством египетским и Клеопатру. Она же глаголющи: «Лутши ми есть царици египетьской смерть прияти, нежели пленьницею приведеной быти в Римъ», — и умори себе ядомъ аспидовым.

чиноначялники, и нумеры, и препоситы,[17] и возвещает имъ смерть Иулия, кесаря римъскаго. Они же единогласно реша, римляне и египтяне: «О преславный стратиже, Улия кесаря брата твоего от смерти въставити не можем, а твое величество веньчаяемъ венцемъ римъскаго царства». И облекоста его во одежду Сеострову, начялнаго царя Египту, в порфиру и висонъ,[18] и припоясаста его поясомъ дерьмлидом,[19] и возложиста на главу его митру Поря,[20] царя иньдейскаго, юже принеслъ Александръ Макидоньский от Иньдиа, и приодеша его по плещема окроиницею царя Филикса, владущаго вселенною; и рядостне въскликнушя велиимъ гласомъ: «Радуйся, Августе, царю римъский и всеа вселенныа!»

В лето 5457 Августу, кесарю римъскому, грядущу въ Египетъ с своими ипаты, яже бе власть египетьская рода суща Потоломеева. И срете его Иродъ Антипатров,[21] творя ему велие послужение вои, и пищею, а дарми. Предаде же Богь Египетъ и Клеопатру в руце Августу. Августъ же начятъ дань подкладати на вселенней. Постави брата своего Патрикиа[22] царя Египту; Августалиа, другаго брата своего,[23] постави Александрии властодержца; Ирода же Антипатрова асколонитянина за многия ради его почести постави царя надъ июдеи въ Иерусалиме; Асию же поручи Евлагерду,[24] сроднику своему; Алирика же, брата своего, постави в поверъшии Истра;[25] и Пиона постави во Отоцех Златых, иже ныне наричются Угрове;[26] а Пруса,[27] сродника своего, в брезе Вислы реце во граде Марборок, и Турнъ, и Хвоини, и пресловый Гданескъ, и ины многи грады по реку, глаголемую Немонъ, впадшую в море. И житъ Прусъ многа времена летъ и до четвертаго роду; и оттоле и до сего времяни зоветься Прусьская земля.

И в то время некий воевода новгородьцкий именемъ Гостомыслъ[28] скончеваетъ свое житье и созва вся владелца Новагорода и рече имъ: «О мужие новгородьстии, советъ даю вамъ азъ, яко да пошлете в Прусьскую землю мужа мудры и призовите от тамо сущих родов к себе владелца». Они же шедше в Прусьскую землю и обретоша тамо некоего князя именемъ Рюрика,[29] суща от рода римъскаго Августа царя. И молиша князя Рюрика посланьницы от всехъ новгородцовъ, дабы шелъ к нимъ княжити. Князь же Рюрикъ прииде в Новъгород, имея с собою два брата: единому имя Труворъ, а второму Синеусъ, а третий племенникъ его именемъ Олегъ.[30] И оттоле нареченъ бысть Великий Новградъ; и начя княз великий Рюрикъ первый княжити в немъ.

А великого князя Рюрика четвертое колено великий княз Володимеръ,[31] иже просветилъ Русьскую землю святымъ крещеньемъ в лето 6496. А от великого князя Владимира четвертое колено княз великий Владимир Всеволодич Манамах,[32] правнукъ. Егда седе в Киеве на великомъ княжении, советъ начятъ творити съ князми своими и съ боляры и велможи, тако рекъ: «Егда азъ малъ есмь преже мене царствовавшихъ и хоругви правящих скипетра великиа Русиа, якоже князь великий Олегъ ходил и взял съ Цариграда великую дань на вся воа своа и здравъ въсвояси возвратися; и потомъ Всеславъ Игоревич, княз великий, ходил и взял на Коньстянтине граде тяжьчайшую дань.[33] А мы есмя Божиею милостью настолницы своих прародителей и отца моего великого князя Всеволода Ярославичя[34] и наследницы тоя же чести от Бога. Ныне съвета ищу от васъ, моея полаты князей, и боляр, и воеводъ, и всего христолюбиваго воиньства; да превознесется имя святыа живоначалныа Троици вашея храбрости могутьством Божьею волею с нашимъ повелениемъ; и кий ми советъ противъ воздаете?» Отвещаста же великому князю Владимиру Всеволодичю его князи, и боляре, и воеводы: «Сердце царево в руце Божьи, и мы вси есмо в твоей воле». Княз же великий Владимир събирает воеводы благоискусны и благоразумны и поставляет чиноначалники над различными воиньствы — тысущники, сотники, пятдесятники над различными чинми боренья; и съвокупи многия тысяща воиньства, и отпусти их на Фракию, Цариграда области; и плениша я доволно и возвратишася съ многимъ богатеством.

Тогда бе въ Цариграде благочестивый царь Константинъ Манамах,[35] и в то время брань имея с персы и с латыною. И съставляетъ советъ мудре и царьски, отряжает послы к великому князю Владимиру Всеволодичю: Неофита митрополита ефесьскаго[36] и с нимъ два епископа, милитиньска и митилиньска, и стратига Антипа антиохийскаго, игемона иерусалимъскаго Еустафия, и иных своих благородных. От своея же выя снемлет животворящий крестъ от самого животворящаго древа, на немъже распятся владыка Христос. Снемлет же от своея главы венець царьский и поставляет его на блюде злате. Повелеваетъ же принести крабьицу сердоликову, из неяже Августия, царь римъский, веселяшеся, и ожерелье, иже на плещу своею ношаше, и чепь от злата аравьска исковану, и ины многи дары царьскиа. И предаде их митрополиту Неофиту сь епископы и своимъ благороднымъ посланникомъ, и посла их к великому князю Владимиру Вселодичю, моля его и глаголя: «Прийми от насъ, о боголюбивый благоверный княже, сиа честныа дарове, иже от начатка вечных летъ твоего родьства и поколенья царьский жребий, на славу и честь и на венчание твоего волнаго и самодержавнаго царствиа. И о немже начнут тя молити наши посланницы, что мы от твоего благородиа просим мира и любве, яко церкви Божьа безмятежна будет, и все православие в покои пребудет под сущею властью нашего царства и твоего волнаго самодержавъства великиа Русиа, яко да нарицаешися отселе боговенчаньный царь, венчанъ симъ царьскимъ венцемъ рукою святейшаго митрополита киръ Неофита съ епископы». И от того времени княз великий Владимир Всеволодичь наречеся Манамах, царь великиа Русия. И пребысть потомъ прочаа времена съ царемъ с Констянтином в смирении и любве. И оттоле и доныне темъ венцемъ венчаются царскимъ велиции князи володимерьстии, егоже прислал греческий царь Коньстянтинъ Манамах, егда ставятся на великое княжение русьское.

събратися собору в царствующий градъ — святейшии патриарси александръский, и антиохийский, иерусалимъский. И с ихъ советомъ благочестивый царь Коньстянтин Манамах съ святымъ вселеньскимъ соборомъ четырми патриархы, митрополиты и епископы, иереи извергоша папино имя ис поминаней церковных и отлучишя его от четырех патриархъ. И от православныа веры отпадша, и от того времене и доныне лытають, нарекошася латына. Мы же, православнии христиане, исповедаемъ Святую Троицу безначялнаго Отца съ единородным Сыномъ и с пресвятымъ единосущнымъ и животворящимъ Духом въ единомъ Божестве веруемъ, и славимъ, и покланяемся.

Родство великих князей литовъских. В лето 6830 по пленении безбожнаго Батыа[39] избежал от плена его некий князец именемъ Витянецъ,[40] рода смоленьскихъ князей, и вселися в Жомоть[41] у некоего бортника. И поятъ у него дщерь в жену себе и пребысть с нею летъ 30 бездетен. И убьенъ бысть громомъ. И последи князя Витенца поятъ жену его раб его конюшецъ именемъ Гигименикъ.[42] И роди от нея седмь сыновъ: [43] 1. Нароминтикъ, 2. Евнутикъ, 3. Олгердикъ, 4. Кестутик, 5. Скиригайликъ, 6. Кориядикъ, 7. Мантоникъ.

Лета 6825 князь Юрьи Данилович[44] московский и князь Михаилъ Ярославич[45] тверьский поидоша во Орду о великомъ княженьи володимерском в споре. И князь Михаил Ярославич Тверьский убьенъ бысть в Орде. Князь Юрьи Данилович прииде из Орды на великое княжение. И виде многи грады запустевшая и людей мало събирающася, печалию одержимъ бе. По убьении бо князя Михаила Черниговъскаго[46] разсыпашася измаилтяне по всей земли Русьской, яко птици полеташа. И христианьский род овехъ мечемъ закалающе, других же в пленъ отвожаху, а оставшая смерть и глад погубляше. Сия случишася намъ грех ради наших.

Великий же князь начат разсылати по градомъ и местомъ собрати оставшаа люди. Посла убо сего Гегименика на Волоскую землю и на Киевъскую и обь сю страну Меньска наполняти плененыа грады и веси, у воставших имати дани царьскиа. И с ним посла некоего мужа славна именемъ Бореика и ины множайшихъ. Сей же реченный Гегименикъ бе мужь храбръ зело и велика разума, начятъ брати дани на людех и съкровища изыскивати и обогатися зело. И собра к себе множество людей, дая имъ потребная нескудно, и начят владети многими землями. Назвася от них князь великий Гедиманъ литовъский Первый великих государей русьских князей несъгласьемъ и междуусобными браньми.

В лето 6859 князь великий Семион Семионович[47] седе на великомъ княжении володимерьскомъ и московском. В то же лето преставися Гедиман, князь великий литовъский Первый. И по немъ седе на великомъ княжении литовъскомъ сынъ его первый Наримантъ. И бысть ему брань съ иноплеменники, и впаде в руце их. В то время бывшу великому князю Ивану Даниловичю в Орде,[48] и окупил князь великий Нариманта у татар и отпустил его к Литве. Он же по своему обету, не дошед своея отчины, крестися, и нареченъ бысть въ святомъ крещении Глебъ. И того ради братья его не даша ему великого княжениа.

озере за 20 поприщъ от Вилны. И въста Скиригайло на брата своего Кестутия и уби его.[50] Сынъ же Кестутевъ Витовтъ[51] бежа в немцы и тамо собра себе друзи многи, и пришед оттуду, уби дядю своего Скиригайла и два сына его. И вселися на месте отца своего и дяде своего, и нарече имя месту тому Троки, и совокупися любовою з дядею своимъ съ Олгердомъ.[52] Той бо Олгердъ вина не пиаше и велик разум имяше, земля и княженьа притяжа к себе многи и удержа велию власть.

В лето 6858 князь великий Олгердъ литовский присла послы своя к великому князю Семиону Ивановичю на Москву со многими дарми, прося мира и живота братьи своей. Князь же великий Семионъ пожаловал Олгерда и братью его, Корияда и иных отпустил[53] к нему. И паки прислал Олгердъ к великому князю Семиону Ивановичю, прося за себя свести его дочери великого князя Александра Михайловича тверскаго. И князь великий Семион по благословению отца своего Феогнаста, митрополита всея Русии, вдастъ за него свесть свою великую княжну Иулиянию.[54] И родишася от нея сыновъ седмь: первый Андрей Полътеский, 2. Володимер Бельский, 3. Иван Острожский, 4. Иаковъ, 5. Легбень Волыньский, 6. Василей Черторижьский, 7. Олерко Киевъский.

Посемъ время немало преиде, князь великий Олгердъ в недугь впаде и начят сыновомъ рядъ чинити: Иакова сына своего возлюби паче всех и даде ему великое княжение и град Вильну, а прочих сыновъ своих по уделомъ устроилъ. Благоверная же великая княгиня Иулианиа, виде своего мужа Олгерда последнее дышуща, и печаловашеся о спасении его, и созва сыны своа и отца своето духовнаго призва Давида, архимандрита печерьскаго. И увеща своего мужа Олгерда съветомъ благым и Божьимъ поспешениемъ, сподоби его святаго крещения. И нареченъ бысть въ святомъ крещеньи Александръ. И последи того великим чиномъ иноческим одеяся и святою схимою великимъ аггельскимъ образом украсився, и вместо Александра Алексий нареченъ бысть; и по малех днех преставися, и положиша тело его в церкви святыа Богородици в Вильне, юже самъ созда. По сем же супружница его, благоверная княгини Иульяния, немного время пожив, преставися, и в той же церкви погребоша тело ея.

Иаковъ же, сын Олгердовъ, впаде в латыньскую прелесть — Ягайло великий князь литовъский,[55] и бысть советникъ и другъ безбожному Мамаю, егоже побил за Дономъ благоверный великий князь Димитрие Ивановичь. Витовтъ же Кестутьевичь совокупися любовью съ Ягайлом. И по семь Ягайло взят бысть в Краковъ, а на Вильне устави брата своего Витовта. Витовтъ же устроися на Вильне князь великий литовъский и нача съзидати грады многи, заруби Киевъ и Черниговъ, и взятъ Брянескъ и Смоленескъ, и приступиша к нему вси князи пограничныа, с вотчинами от Киева даже и до Фоминьского приложишася к Витовту.[56] Сия убо о сихъ известа суть.

[1] От история Ханаонава и предела рекома Арфаксадова... По отца своего Ноя благословению разделися вся вселенная на три чясти... — Все начало «Сказания» восходит к библейской книге Бытие. Текст первой фразы неясен. Может иметься в виду и библейское название Палестины — Ханаанская земля и имя собственное Ханаан — младший сын Хама, родоначальник хананеев, пророчески проклятый Ноем как наследник Хама. По библейской легенде, Ной, спасенный Богом от потопа, разделил всю землю между тремя сыновьями Симом, Хамом и Иафетом. Поэтому все люди на земле являются их потомками. Арфаксад — согласно библейской генеалогии, третий сын Сима, от него произошли предки евреев.

— Согласно библейской легенде, Ной, выпив вина с возделанного им виноградника, лежал обнаженным в своем шатре. Хам, увидев отца, вышел из шатра и рассказал об этом братьям. Сим и Иафет, взяв одежды, вошли в шатер и, не глядя на отца, покрыли его наготу. В апокрифическом сказании о Ное говорится, что Хам «посмеяся наготе отца своего».

[3] И родишася ему две близняте: первому имя Мерсемъ, второму Хусъ... — Эти имена известны по библейской истории (Быт. 25, 24). Мерсем (Месрем, Месром) и Хус — потомки Хама. Согласно сведениям русских хронографов, заимствованных из «Хроники» Иоанна Малалы, Месрем был внуком Хама и первым правителем Египта.

[4] И воста... Фарисъ в Калаврийских странах и созда град... Арфакса. — Калаврийские страны — Калабрия, область на юге Италии. По библейской истории известен Фарсис — внук Афета, сын Иована. В древнерусском хронографическом своде («Еллинском летописце») упомянут Фарис из племени Афета, но только как основатель Фракии («от него же Фраци»). Название города Арфакса — скорее всего выдумка автора «Сказания о князьях владимирских».

[5] Правнукъ же его именем Гайдуварий... и по семъ Сеостръ. — В одном из древнерусских хронографов (Виленском) о Гайдуварии (Гандуварии) сообщается, что он был индийским астрономом («мудр индианин астроном») и происходил от рода Арфаксада, а не от Фариса, как сообщается в «Сказании о князьях владимирских». В последнем здесь допущена ошибка, которая произошла в результате переработки автором «Сказания» своего источника — «Послания» Спиридона-Саввы. Той же причиной объясняется противоречивость известий и о Сеостре как преемнике Гандувария. Сеостр (Феост, Фест), согласно сведениям древнерусской хронографии, воцарился в Египте после Ермия (Гермеса), который в свою очередь правил Египтом после Месрема (Месрома). Та же преемственная связь между правителями Египта передана в «Послании» Спиридона-Саввы.

— В древнерусском хронографическом своде («Еллинском летописце») преемником Феста (Сеостра) на египетском престоле назван Филист. Очевидно, его можно отождествить с названным в «Сказании» Филиксом.

— Нектанав — искаженное имя двух правителей Египта: Нектанеб I (378—360 гг. до н. э.), Нектанеб II (358—341 гг. до н. э.). Олнмпиада — дочь эпирского царя Неоптолема, вышла замуж за Филиппа Македонского в 358/57 г. до н. э., была женой Филиппа до 340 г. Филипп — царь (359—336 гг. до н. э.) Древней Македонии, отец Александра Македонского. Версию о том, что Александр Македонский был сыном Олимпиады от Нектанава, явившегося к ней в виде египетского бога Аммона, носит легендарный характер. На Руси эта легенда была известна по рассказу «Александрии» (см. наст. изд., т. 8).

[8] Сей вторый пооблада вселенною лет 12, и всех лет живота его 32... — Время жизни Александра Македонского 356—323 гг. до н. э., поход против персидской державы, которым начинаются войны Александра Македонского, был начат в 334 г. до н. э.

[9] Птоломей — один из полководцев Александра Македонского и его телохранитель, правитель Египта с 323 г. до н. э., с 305 по 283 г. до н. э. — царь. Основатель царской династии Птолемеев, правившей Египтом с 305 по 30 г. до н. э. Все четырнадцать царей этой династии носили имя Птолемей.

[10] Виза — Эпонимом Византии в греческой мифологии был Бизант (Визант), сын Посейдона. В сербской «Александрии» говорится, что у Александра Македонского был воевода Визант, и создание города Византия связывается с его именем.

[11] Визаньтия — Здесь в значении город. Древнегреческий полис Византий был основан задолго до описываемого в «Сказании» времени — в VII в. до н. э., на европейской стороне Босфорского пролива. В 330 г. император Константин перенес в Византий столицу Римской империи, которая получила по его имени название Константинополь. В древнерусских источниках назывался Царьградом.

— Имеется в внду Клеопатра VII (69—30 гг. до н. э.) — последняя царица династии Птолемеев, дочь Птолемея ХІ, сестра, супруга и соправительница (с 51 г.) Птолемея ХІІ. В 48 г. была изгнана в Сирию, в 47 г. возвратилась в Египет с помощью Юлия Цезаря (от Цезаря у нее был сын Цезарион). После убийства Цезаря, когда восточными областями римской державы стал управлять Марк Антоний, стала его союзницей, а с 37 г. женой. Покончила жизнь самоубийством, когда в Египет вторгся Октавиан (30 г. до н. э.). Согласно преданию, Клеопатра дала ужалить себя змее.

[13] Иулие, кесарь римъский. — Юлий Цезарь (102 или 100—44 гг. до н. э.), великий римский полководец и государственный деятель. Убит заговорщиками.

— Имеется в виду полководец Антоний Марк, участник галльских походов Юлия Цезаря. Управлять восточными областями римской державы стал уже после убийства Юлия Цезаря (с 42 г. до н. э.). Когда в 30 г. до н. э. в Египет вторглись силы Октавиана, покончил жизнь самоубийством.

[15] ... и постави брата своего Августа стратигом... — Август Гай Октавий, римский император (с 27 г. до н. э. по 14 г. н. э.), внучатый племянник Юлия Цезаря, усыновленный им. В 27 г. до н. э. римский Сенат преподнес ему почетное звание Augustus (священный, великий), вошедшее в титулатуру последующих императоров.

[16] Восташа же на Улия ипаты: Врутосъ, и Помъплий, и Крас... — Во главе заговора против Юлия Цезаря стояли Гай Кассий и Юний Брут (всего в заговоре участвовало более восьмидесяти человек). Помпей Гней и Красс Лициний входили вместе с Юлием Цезарем в так называемый первый триумвират (в 60 г. до н. э.), но оба они умерли до гибели Цезаря.

— Нумеры — начальники воинских подразделений, препоситы — наместники.

— Порфира — длинная пурпуровая мантия, виссон — тонкая драгоценная ткань; порфира и виссон — принадлежности царского одеяния.

[19] ... поясомъ дерьмлидом... — Что значит «дермлидовый», неясно, какой-то драгоценный пояс, как часть царского облачения.

[20] ... митру Поря... — Митра — позолоченный головной убор; Пор — правитель одной из областей западной Индии, разбитый Александром Македонским в битве при Гидаспе в 326 г. до н. э.

[21] Иродъ Антипатров — Ирод I Великий, царь Иудеи с 40 до 4 г. до н. э., сын Антипатра, родился в городе Аскалоне, поэтому ниже назван асколонитянином.

— В рассказе о разделении вселенной Августом упоминаемые правители не только не состояли в родстве с Августом, но многих из них нельзя связать с историческими лицами. Имя Патрикия известно по «Хронике Георгия Амартола», под этим имеием там упоминается пруснийский епископ, действовавший в I веке, во времена правления империей Титом.

[23] ... Августалиа, другаго брата своего... — Под этим именем в «Хронике Георгия Амартола» упомянут епарх александрийский, живший в V в.

[24] ... Асию же поручи Евлагерду... — Происхождение имени Евлагерда установить не удалось.

[25] ... Алирика... постави в поверъшии Истра... — Имя Алирик (Илирик), видимо, происходит от географического названия области Иллирия или Иллирик, расположенной по течению Дуная, в хронографической русской литературе XVI в. Дунай обычно называется Истром.

— Пионами в Хронографе 1512 г. называется племя угров, это название племени здесь использовано как имя первого правителя угров.

— псевдоисторическое (легендарное) лицо; происхождение имени правителя Пруса следует полагать зависящим от названия «Прусская земля». В русской письменности оно впервые появилось при создании «Сказания о князьях владимирских».

[28] Гостомыслъ — полулегендарный первый новгородский князь.

[29] Рюрикъ — по летописным преданиям, Рюрик, Синеус и Трувор — три брата, предводители варяжских дружин, якобы призванные в Новгород во второй половине IX в. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске. Вскоре средний и младший братья умерли, и Рюрик стал полновластным правителем Новгородской земли. Существует мнение, что имена Синеуса и Трувора появились в результате ошибочного прочтения русским летописцем иноязычного текста, а был один Рюрик, пришедший в землю славян со своим домом (синехус) и верной дружиной (трувор). Рюрик сначала правил в Ладоге, а в 862 г. захватил власть в Новгороде.

— русский князь, ум. в 912 или 922 г. По летописным данным, Рюрик, умирая, передал в 879 г. княжение в Новгороде Олегу и оставил ему на попечение своего сына Игоря. Олег завладел Киевом и подчинил своей власти многие племена, успешно воевал с хазарами, совершил поход в Византию, взяв большую дань с Византии и заключив выгодные для Руси договоры.

[31] Володимеръ — Владимир Святославич, великий князь киевский с 980 г., сын Святослава Игоревича, ум. в 1015 г.; ввел христианство на Руси в качестве государственной религии.

— великий князь киевский с 1113 по 1125 г., назван Мономахом по имени матери — дочери византийского императора Константина Мономаха. Вел успешные войны с половцами. Его княжение ознаменовалось политическим и экономическим усилением Руси.

[33] ... Всеславъ Игоревич, княз великий, ходил и взял на Коньстянтине граде тяжьчайшую дань. — Ошибка автора «Сказания»: должно быть Святослав Игоревич, великий князь киевский с 945 по 972 г., воевал с Византией в союзе с болгарами и венграми в 971 г.

— отец Владимира Мономаха, сын Ярослава Мудрого, великий князь киевский с 1078 по 1093 г.

[35] Тогда бе въ Цариграде благочестивый царь Константинъ Манамах... — Константин Мономах умер, когда Владимиру Мономаху было два года. Война с Русью имела место в 1043 г., результатом союза с Русью, заключенного в 1046—1947 гг., и явился брак дочери Константина Мономаха с Всеволодом Ярославичем.

[36] ... Неофита митрополита ефесьскаго... — Эфес — древний город на западном побережье Малой Азии (на территории современной Турции), просуществовал до VII в., был значительным религиозным центром, где проходили вселенские соборы. В списке эфесских митрополитов имени Неофита нет.

— Формоз жил в IX в., папой был с 891 по 896 г. Имя его часто повторяется во многих древнерусских произведениях, направленных против латинян, как основоположника разделения христианской церкви на восточную (православную) и западную (католическую).

— Кир Ларий (Кир Ларье) — Михаил Керулларий, патриарх константинопольский (1043—1059). При нем был Вселенский собор в 1054 г. по поводу посольства от папы Льва. В Византинской империи православная церковь возглавлялась четырьмя патриархами — константинопольским, александрийским, антиохийским, иерусалимским.

[39] Батый — хан, сын хана Джучи, внук Чингисхана. Возглавлял нашествие монголо-татар на Восточную Европу. После завоевания Руси в 1237—1240 гг. совершил поход на Польшу, Венгрию и Далмацию. Умер в 1255 г.

[40] ... князец именемъ Витянецъ... — Витень (Витенис), великий князь литовский с 1293 по 1315 г., брат Гедимина.

[41] Жомоть — Жемайтия, западная часть Литвы.

— Гедимин (Гедиминас), великий князь литовский с 1316 по 1341 г., на самом деле брат Витеня.

[43] И роди от нея седмь сыновъ... — У Гедимина было семь сыновей: 1) Монивид (князь карачевский и слонимский), 2) Наримунт-Глеб, 3) Ольгерд (великий князь литовский), 4) Евнутий (князь литовский), 5) Кейстут (князь тракайский и жемайтский), 6) Кориат-Михаил (князь новогрудский), 7) Любарт. Названный сыном Гедимина «Скиригайлик» — Скиригайло, на самом деле сын Ольгерда.

[44] Юрий Данилович — князь московский с 1303 по 1325 г. и великий князь владимирский и московский с 1319 по 1322 г. Был убит в Орде сыном Михаила Ярославича Тверского Дмитрием.

[45] Михаил Ярославич — князь тверской с 1285 по 1318 г. и великнй князь владимирский и тверской с 1305 по 1318 г. Был убит в Орде. (Житие Михаила Ярославича Тверского см.: наст. изд., т. 6).

— черниговский князь Михаил Всеволодович, был убит в Орде в 1246 г. («Сказание об убиении Михаила Черниговского» см.: наст. изд., т. 5).

— Ошибка автора произведения. Должен быть Семион Иванович и год не 6859 (1351), а 6849 (1341). Семен Иванович Гордый занимал великокняжеский стол с 1341 по 1353 г.

[48] ... бывшу великому князю Ивану Даниловичю в Орде... — Иван Данилович Калита, брат Юрия Даниловича, великий князь московский с 1326 по 1341 г. В Орде был в 1340 г.

[49] ... а Скиригайло з братом своимъ с Кестутьемъ... — Кейстут с братом Ольгердом неожиданно напали на Вильно, где княжил их брат Евнутий. Евнутий бежал сначала в Смоленск, а потом перешел к великому князю в Москву.

— На самом деле в борьбе за великокняжескую власть Кейстут был убит по приказу своего племянника Ягайла — сына Ольгерда.

[51] Сынъ же Кестутевъ Витовтъ... — Витовт был великим князем литовским с 1392 по 1430 г.

— Ольгерд занимал великокняжеский стол Литвы с 1345 по 1377 г. Таким образом, ко времени событий, связанных с Кейстутом и его сыном Витовтом, Ольгерда уже не было в живых.

[53] Князь же великий Семионъ пожаловал Олгерда и братью его, Корияда и иных отпустил... — В 1349 г. Ольгерд отправил своих послов во главе с братом Кориатом к хану в Золотую Орду, прося у того помощи для похода против великого князя московского Семена Ивановича Гордого. Хан выдал литовских послов московскому князю. В 1350 г. по просьбе Ольгерда Семен Иванович отпустил их в Литву.

— Ольгерд вторым браком был женат на дочери тверского князя Александра Михайловнча Ульяне.

[55] Иаковъ же, сын Олгердовъ... Ягайло, великий князь литовский... — Ягайло был великим князем литовским с перерывом с 1377 по 1392 г., с 1392 по 1434 г. был королем польским (под именем Владислава II Ягелло).

[56] ... до Фоминьского приложишася к Витовту. — В XIV в. существовало Фоминское княжество, один из уделов московских князей; местонахождение его было в пределах Калужской области.

Сказание о князьях владимирских (перевод)

Комментарии