Приглашаем посетить сайт

Курбский Андрей: Предисловие к переводам житий Симеона Метафраста (перевод)

Предисловие к переводам житий Симеона Метафраста (перевод)
Предисловие к переводам житий Симеона Метафраста (оригинал)
Комментарии

Предисловие к переводам житий Симеона Метафраста

КРАТКАЯ ПОВЕСТЬ О СИМЕОНЕ МЕТАФРАСТЕ: ПОЧЕМУ ГОВОРЯТ О МНОГИХ СЛОВАХ И ПОВЕСТЯХ, ХОТЬ И НЕ ИМ НАПИСАННЫХ, ЧТО ОНИ «В СИМЕОНЕ МЕТАФРАСТЕ»

Не стоило бы вспоминать и рассказывать о том славном муже, которого и восток, и запад и знают, и почитают. Говорю о восточной церкви, которая под властью четырех патриархов, и о западной, которая под властью папы римского. Но для нашего народа — по причине его закоренелого варварства и безыскусности или, вернее сказать, по причине беспамятства и невежества, которые появляются у людей из-за лени, — не бесполезно, думаю, немного узнать об этом блаженном Симеоне Метафрасте, о том, какую пользу он принес в свое время Божьей церкви, как защитил ее от нападок еретиков, по свидетельству ученого мужа Пселла в прекрасном, риторически написанном им его житии. Постараемся вкратце сообщить вам то, что слышали и что узнали о нем.

(потому что были разоблачены на великих соборах нашими великими учителями замыслы его и его сообщников). И украсилась Божьей благодатью церковь Христа, Бога нашего, и засияло ярче солнца богословие во всей вселенной — учение о предвечном, трисиянном Божестве, и была проповедуема ясная истина о вочеловечении Христа. И не только об этом, но и обо всех церковных догматах были написаны истинные правила и законоположения упомянутыми выше великими святыми, поскольку им помогала сила животворящего Святого Духа, по сказанному самим Господом: «Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас».

— что же он тогда начинает и что, исполненный великой и злобной зависти, замышляет? После смерти этих святых, движимый злобной завистью и стремящийся своим коварным и злым умыслом попрать их славу, тотчас же обращается он к церкви со словами Давида: «Благо же, благо же душам вашим будет!» — якобы желая принести мир и пользу, но на самом деле под сладким медом скрывая яд. Тогда находит он еретическое племя, и прежде всего последователей манихейской ереси, и научает их писать и проповедовать, словно во сне или в бреду, свои скверные догматы, якобы восхваляющие Христа и его святых, а на самом деле ложные и извращенные, — и таким образом использует их для надругательства над церковью. К тому же находит он тщеславных и сребролюбивых мужей, стремящихся извлечь выгоду из своего благочестия, и учит их на примере жития и подвига преподобных (он, который еще при жизни их непрерывно боролся с ними вплоть до смерти!), а также на примере борьбы и подвига мучеников, на которых по его же наущению различные мучители придумывали различные мучительства, чтобы сломить их дух в Христовой вере, — тогда этих вышеупомянутых мужей, как я сказал, научает он чрезмерно хвалить преподобных, а о мучениках сочинять, словно во сне или в бреду, ложные и извращенные истории. И творит это все для того, чтобы из-за этой лжи не было веры в правду и истину. То же самое он делал и в древние времена при Моисее: когда пророк по повелению Господа творил чудеса перед фараоном в Египте, он наслал Анния и Мамврия с ложными чудесами. То же самое он, прескверный, совершал и при других пророках, так же действовал и при святых апостолах через Симона-волхва, противящегося Богу и омрачающего истинные чудеса и свойства своими ложными чудодействами и измышлениями.

Увидев, какое бесчисленное множество этих извращенных слов посеяно в Божьих церквах, наши епископы, а особенно те из них, которые были искушенными и учеными, принялись с усердием за дело, стремясь истребить и изгнать из церкви все эти последние дьявольские плевела, а вместо них украсить и ублаголепить церковь Христову праведными и подлинными сочинениями. И тогда, заручившись императорским приказом, все четверо великих архиепископов шлют от своих патриарших престолов послания во все концы вселенной и повелевают свезти в Константинополь отовсюду Слова на господские, богородичные и апостольские праздники, а также жития преподобных и мучеников. И избирают сообща этого упомянутого выше благородного мужа, живущего в величайшей праведности и украшенного добрыми нравами, умнее и добродетельнее которого в ту пору во всей вселенной невозможно было сыскать, и, упросив его сообща, побуждают совершить достохвальное дело: прочесть и проверить все и выбрать то, что соответствует учению апостолов и пророков — истинных отцов, — и принести все это во славу Христовой церкви, а все испорченное отвергнуть.

Он, будучи послушным Христу Богу, тотчас же подчинился соборному повелению правоверных отцов и отобрал Слова на господские, богородичные и апостольские праздники, а также жития многих мучеников и апостолов, действительно написанные святыми, знаменитыми церковными учителями. Если же находил среди них какие-либо слова, искаженные еретиками, — те отвергал. А те, что были написаны безыскусным и варварским образом, — он их сам переписал и украсил, освятил и преподнес церкви для ее славы и украшения. Именно поэтому часто говорят: «Такое-то и такое-то слово есть в Симеоне Метафрасте». И мы — истинно говорю я вам — во имя нашего спасения должны доверять именно этим проверенным и испытанным Словам и житиям подвижников, а не бабьим басням и бредовым измышлениям еретиков, которые привыкли лицемерно извлекать пользу из своего мнимого благочестия. От этих недостойных еретиков, совращающих с праведного пути, жить стало невыносимо как живущим в здешних землях, где происходят их соборы, так и живущим в тех русских областях, которые здесь привыкли называть Московской землей. И их, и нас молитвами святых да спасет Господь Иисус Христос, которому слава во веки веков. Аминь.

Предисловие к переводам житий Симеона Метафраста (перевод)
Предисловие к переводам житий Симеона Метафраста (оригинал)
Комментарии