Приглашаем посетить сайт

Новгородская повесть о походе Ивана III Васильевича (оригинал)

Новгородская повесть о походе Ивана III Васильевича (перевод)
Новгородская повесть о походе Ивана III Васильевича (оригинал)
Комментарии

НОВГОРОДСКАЯ ПОВЕСТЬ О ПОХОДЕ ИВАНА III ВАСИЛЬЕВИЧА НА НОВГОРОД

В лето 6979 вверже князь великий Иванъ Васильевич нелюбие на Великий Новъгород,[1] нача рать свою копити и нача посылати на новъгородцкиа волости. И взяша преже Русу и святыя церкви пожгоша, и всю Русу выжгоша, и поидоша на Шалону воюючи; а псковичи по князе пособляюще, и много зла новгородцьким волостем учиниша.

И новгородци изыдоша противу себе на Шалону, а к Русе послаша новгородци судовую рать, и пеши бишися много, и побиша москвич много; и пешей рати паде много, а иныи разбегошася, а иных москвичи поимаша; а коневаа рать не пошла к пешей рати на срок в пособие, занеже владычнь стягъ не хотяху ударитися на княжю рать, глаголюще: «Владыка нам не велел на великого князя руки подынути, послалъ нас владыка на пьскович».[2] И начаша новгородци вопити на больших людей, которыи приехали ратью на Шолону. «Ударимся ныне», кождо глаголюще: «Язъ человекъ молодый, испротеряхся конемъ и доспехом».

Моськвичамь же до понеделника отлагающим, бяше бо недиля.[3]

И начаша ся бити, и погнаша новгородци москвичь за Шолону реку, и ударишася на новгородцевъ западнаа рать татарове, и паде новгородцевъ много, а иныи побегоша, а иных поимаша, а иных в полонъ поведоша, и много зла учиниша; а все то створися до великого князя. И послаша новгородци посла в Литву, чтобы король всел на конь за Новъгород.[4] И посол ездил кривымъ путем в Немци, до князя немецкого, до местера, и възвратися в Новъгород, глаголюще, яко: «Местеръ не дасть пути чрес свою землю в Литву ехать».[5]

И по мале времени прииде князь великий Иван Васильевич со всеми силами на Русу, и болши зла учинишася. И бысть в Новегороди молва велика, и мятеж мног, и многа лжа неприазнена, сторожа многа по граду и по каменным кострам на переменах день и нощь. И разделишася людие: инеи хотяху за князя, а инии за короля за литовьского. И уведавъ, князь великий больма разгневася и посече 4 боярина: посадника новгородцкаго Дмитрия Исаковича, Василья Ивановича, Киприана Сергиевича, Еремиа, владычня чашника, — полоняным глаголюще, яко: «Вы за короля задаватися хотесте»; а иных с собою поведе на Москву.

И пожгоша новгородци вси посады около Новагорода, и въ Зверинцах церковь новаа святый Семионъ[6] огоре, и Онтоновъ манастырь,[7] и Полянку[8] всю, и Юрьев манастырь,[9] и Городище[10] все, и Рожественый манастырь и церковь[11] огори. И много бысть новгородцемь пагубы: и хлебъ дорог, и не бысть ржи на торгу в то время, ни хлеба, толко пшеничный хлеб, и того по оскуду. И бысть на лутьшии люди молва, яко те приведоша великого князя на Новогород, а то Богъ сердевицедь и суди им, зачинающим рать и обидящим нас.[12]

В то же время князь великий Иван Васильевич посла рать свою за Волок, и князь Василей Васильевич и воевода заволоцкий Василей Микифорович[13] изыдоша противу с своею ратью и съ заволочаны и с печеряны. И съступившимся имъ на ратный бой, и паде многое множество с обе половине, а двиняне не тягнуша по князе по Васильи Васильевиче и по воеводе по Васильи по Микифоровиче, и шестники измогоша, и заволочанъ посекоша, и двинянъ иссекоша. А князя Василья Васильевича и воеводу Васильа Микифоровича Богъ ублюде, и приехаша в Новъгород в мале дружине, а князю великому хотящю ити к Новугороду.

и целоваша новгородци крестъ князю великому, што за короля новгородцемь не задаватися и очицевъ из Литвы не приимать; а все то Богу попущающу грех ради наших.

А переветника Упадыша новгородци казниша, занеже перевет держалъ на Новъгород и хотел зла Великому Новугороду с своими единомысленики: 5 пушокъ железом заколачивал, оттого мзду взем от злоначалнаго беса, и оттого в напасти и в поползение погубное света лишающася, якоже Павел рече: «Хощет и богатитися, впадают во зло».[14] Како не вострепета, зло мысля на Великий Новъгород, не сытый лукавъства? На мьзды ли предаеши врагом Новъгород, о Упадыщче, сладкаго брашна вкусивъ в Великом Новеграде? О, колика блага не памятивъ, недостаточное ума достиглъ еси! Оле беда, рещи, и безаконное поумение тогда обрете лукаво зломыслие и кознь нечтивую, не язвами уязвити кого, но вся яже во гради погубити и зборищу лукавому предати, якоже тогда ратоборющимся. И злочтивому злочтива пагуба. Уне бы ти, Упадыше, аще не был бы во утробе матерьни, не бы былъ нареченъ предатель Новуграду. Но не возможе свершениа положити своему хотению, ни восхоте благословениа, но возлюби клятву, прииде ему; и крестьяньстей вере не гиблющи, якоже козни тоя неподобные и не успешное злоимьство, но Богъ за милосердие щедрот, человеколюбное долготрьпение и незлобивое его око како не презрит, и не оставляет благый Богъ нашь, не даст нас во уловление сети их и в помнение нечестивых. Клятвы убоявшеся, братие, плоды покааниа принесем.

Но ты, милостивый Спасе, простри руку свою невидимую, изведи нас от всякого зла и буди нам смиренъ помощник в день печали нашия, егда вострепещет душа наша, видящи противныя силы. Но ты, милостивый Господи, посли нам от вышняго честнаго престола твоего помощь и оружие непобедимое, честный крестъ, молитвами святыя Богородица и всех святых. Христос — зачало спасению, конець пагубе.

[1] ... нелюбие на Великий Новъгород... — Β новгородской повести нет предыстории похода Ивана III на Новгород в 1471 г.; под предыдущим годом упоминается ο смерти Ионы, избрании Феофила и приезде «князя литовского» Михаила Александровича (Олельковича), но эти события никак не комментируются.

[2] «Владыка нам не велел на великого князя руки подынути, послалъ нас владыка на пьскович». — Такое поведение конного отряда, подчиненного архиепископу, объясняется двойственной позицией самого Феофила, связанного скорее с московской, чем с враждебной великому князю партией. Между новгородскими архиепископами и Псковом постоянно происходили столкновения из-за стремления псковичей избавиться от церковной власти Новгорода.

— Согласно московским известиям, Шелонская битва происходила как раз 14 июля 1471 г., в воскресенье.

[4] И послаша новгородци посла в Литву, чтобы король всел на конь за Новъгород. — Β противоположность московской повести новгородская повесть относит прямые переговоры с Казимиром ко времени после вступления великокняжеских войск в Новгородскую землю. Дошедший до нас в одном из сборников новгородских грамот договор, или, вернее, проект договора с Казимиром подкрепляет такую датировку, так как, судя по его тексту, он был составлен во время «розмирья» с Иваном III («... а умиришь, господине честны король, Велики Новъгород с великим князем...»). Если бы этот договор был официально заключен, он сохранился бы в литовском архиве, но в составе этого архива («Литовская метрика») его нет. Московские «Словеса избранны...» утверждали даже, что договор был захвачен в «кошевых вьюках» новгородцев, попавших в плен на Шелони.

[5] …«Местеръ не дасть пути чрес свою землю в Литву ехать». — Магистр Ливонского ордена Вольтус фон Герзе в принципе считал желательной помощь новгородцам, но решил задержать ответ на их запрос, дабы извлечь максимальную выгоду из создавшейся обстановки. Он снарядил в Новгород посольство, которое прибыло уже после Шелонской битвы и Коростынского мира.

[6] ... въ Зверинцах церковь новаа святый Семионе... — Церковь Симеона, построенная в 1467 г. в Зверинце (северной оконечности Софийской стороны, получившей название от сушествовавшего здесь в XI в. заповедника для охоты).

[7] ... Онтонов манастырь... — Антониев монастырь на правом берегу Волхова, ниже Новгорода.

— Полянка, или Поле, — место за земляным валом, опоясывавшим Торговую сторону Новгорода.

[9] ... Юрьев манастырь... — Κ югу от Новгорода, на левом берегу Волхова.

[10] Городище — княжеская резиденция на правом берегу Волхова, напротив Юрьева монастыря.

[11] Рожественый манастырь и церковь... — Церковь в монастыре Рождества на Поле.

— Это место наиболее ясно выражает позицию автора новгородской повести ο походе Ивана III. Он безусловно не принадлежит к феодальным верхам города — напротив, он причисляет себя к тем, кого «лучшие люди» обижают. Он также не принадлежит и к сторонникам великого князя — «лучших людей» подозревает в том, что они привели великого князя на Новгород, победу Ивана III воспринимает как «нашу печаль» и наказание за грехи, в конце повести гневно осуждает «лукавъство» некоего Упадыша, выступавшего на стороне великого князя и заколотившего новгородские пушки. Но автор повести и не сторонник решительной борьбы: он весьма ярко описывает растерянность «молодых людей» на Шелони и упрекает «лучших» также и за то, что они «зачали рать», не имея возможности бороться.

— Новгородский воевода В. В. Шуйский-Гребенка и Василий Никифорович Пенков, сын посадника, впоследствии (в 1476 г.) осужденный Иваном III за злоупотребления, но помилованный по ходатайству владыки и после этого выступавший в качестве сторонника великого князя; казнен в 1477 г. по решению веча за измену Новгороду.

[14] «Хощет и богатитися, впадают во зло». — 1 Тим. 6, 9.

Новгородская повесть о походе Ивана III Васильевича (перевод)
Новгородская повесть о походе Ивана III Васильевича (оригинал)
Комментарии