Приглашаем посетить сайт

Слово похвальное Покрову Пресвятой Богородицы... (перевод)

Слово похвальное Покрову Пресвятой Богородицы... (перевод)
Слово похвальное Покрову Пресвятой Богородицы... (оригинал)
Комментарии

Слово похвальное Покрову Пресвятой Богородицы...

СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ ЧЕСТНОМУ ПОКРОВУ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. ТВОРЕНИЕ СМИРЕННОГО ИЕРОМОНАХА ПАХОМИЯ

любовью почитать мы должны и как высшей из святых и наивысшую похвалу приносить, подобающую Царице и Владычице, Царя и Владыку всем родившей. Однако мало времени прошло с тех пор, как праздновали мы честной праздник Рождества Пречистой Богоматери: тогда рождеством ее праматеринское проклятие было истреблено, и Адам от вечных оков освободился, и Бог с нами примирился; ибо тогда Иакова лествица утверждалася, так как Бог восхотел по ней к людям сойти и людям путь сотворить к небесным; тогда и пророки возрадовались, своего пророчества узрев свершение; тогда и Давид, увидев от него правнучку родившуюся, ударяя в гусли, взыграв духом, говорил: «Слушай, дщерь, и виждь, приклони ухо твое»; тогда не только пророки, но и все вышнее и земное творение вместе праздновали. Ныне же вечно честнейший новейший Владычицы и Богородицы Покрова праздник. Да уверятся все и узнают, что не только, когда с нами, в мире, была, с просьбой к своему Творцу и Сыну милостиво обращалась, молитву и милосердие <нам свои> являя, но паче и по преславном своем преставлении, от земных в небесные, и тогда не перестает нас посещать, сострадание свое являя.

но потому там, что, когда <там> истина иссякла, а грех приумножился, как при пророке: увидел Давид в Израиле истину попираему, помолился, сказав: «Спаси, меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынов человеческих». Ибо когда правда побеждает беззаконие, тогда и милосердие Божие к себе привлекаем, а если грех — тогда и негодование Божие. Как уже мы прежде сказали: в Константинеграде свершалося некое беззаконие, могущее Божью немилость навлечь. Но нигде не оставляет Богородительница без помощи своей и непрестанно молится, и просить не перестает о роде человеческом. Так и дивный Андрей, считавшийся людьми юродивым, гораздо более превосходит разумом многих, которые мнили себя в премудрости витиями. Не во внешней премудрости искал он, но более всего высшего желал и к тому стремился, и под юродством свое житие великое скрывал, словно золото в сосуде глиняном, сего ради и славы не требовал, и срама людского не стыдился ради той славы, чтобы избегнуть того срама, что бывает пред ангелами и людьми грешным. Сему же блаженному Андрею и ученику его Епифанию открылося сие божественное и пречудное Пречистой видение ни во сне, ни в воображении, но истинно и на яву, как покажу ныне.

<предстоит> слово, пришел в божественную и великую церковь Владычицы и Богородицы, именуемую Влахерна, с учеником своим Епифанием, то видит преславное видение, видит же теплую заступницу христианского рода, в церкви в воздухе стоящую, и с множеством воинов ангельских чинов, и с Предтечею, и Богословцем, и с иными многими святыми, со слезами, как Мать, молящуюся Творцу своему и Богу, дабы пощадил людей согрешивших и согрешающих, так говорящую: «Боже мой, и Творец, и Сын! Прости всяческие согрешения христианскому роду, на тебя Бога и Вседержителя уповающему, и святое и великолепное имя твое призывающих, и меня, рабу твою и мать, от них тебе ходатайствующую и молящуюся, с любовию почитающих». Тогда же Владычица и Богородительница, дерзновение пред ним стяжавшая, град и людей честным своим омофором покрыла, показывая божественное милосердие к людям и свою о нас заботу. И так как и сие божественное чудо, и покров Пречистой Богородицы не утаилися, но паче всем явлены были, даже самому патриарху и царю, потому, пречистый многосветлый праздник Покрова Пречистой учредив, постановили праздновать его месяца октября в 1-й день, что творит церковь и до сего дня во славу и честь великому Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и его Пречистой матери, просительницы и молитвеницы пред Богом.

Вот почему и нам с тех пор, празднолюбцы, следует сей светлый и преславный новейший праздник Покрова Владычицы и Спасительницы граду же и людям с большою любовию почитать и достойную честь, как Царице и Владычице, воздавать, не потому, что она от нас похвал и славы требует, но паче для того, чтобы мы благодаря ей прославлены были. Священники, и цари, и все племена человеческие, богатые и нищие, и все люди, похвалу праздничную да воспоем и да прославим как матерь Божию и нашу помощницу. Каждый пусть благодарение принесет: один — смирение с благоговением, другой пост и молитву пусть дарует Владычице, пусть иной простирает руки в подаянии нищим, а иной гнев брату простит, и так творя Богородицу возвеличим. Ибо таких приношений праздничных требует она, а не с тимпанами и гуслями, и пиршествами, как еллинские отроки празднуют, но в молитвах Богородительнице пение, за обновление жизни нашей благодарения, как долг воздадим, благодати не тая, но о заступничестве <ее> возвещая. Ибо чистотою она как царскою багряницею украшена, со царем как матерь царствует. «Честнейшую херувим и славнейшую серафим» воспоем, и если назову ее высшею, чем небеса и земля, и всех сущих тварей от Адама честнейшею, то так говоря — не согрешу. Ибо того, кого херувимы и серафимы зреть не могут и со страхом и трисвятое пение ему приносят, того Чистая и Пречистая матерь своими чистыми и честными руками сподобилася держать; того, кого небеса не могут вместить, богоприимная ее утроба без труда вместила, и без растления прошел Всесоздатель: как деву обрел чистой, так деву чистой и по рождестве сохранил, да непорочно будет девство. Потому что если некоторые из дев по великому воздержанию, но не по естеству, целомудрие и чистоту сохраняли, то сия же Пречистая и Приснодева Мария не от воздержания чистоту девства имела, но по самому своему естеству, и без труда чистота великая была, ибо так подобало сбыться о ней преславному <чуду>, о Царице и Владычице, девственнице и Матери Сына Божьего, потому что прежде всех тварей и времен была она предназначена Богу преславным вместилищем, о ней же сказал пророк: «Преславное говорят о тебе, град Божий»; и еще: «Помяну имя твое во всяком роде и роде». И сама та Владычица и Богородица пророчески говорит: «Се бо ныне блажат мя вси роды». Все народы народов ее прославляют. Что сказать о земных, если и в пренебесных сами ангелы и архангелы, как Царице и Матери их сотворившего, со страхом пред нею стоя, пение приносят. Мы же, грешные, какими словами отверзем уста к похвале Чистой, как должно ей почесть приносить, достойную хвалами величия Приснодевы Богоматери? Если и ум ангельский не постигает достойными похвалами, какими им свойственно, воспевать ту, которую и сам небесный Отец восхвалил, и Дух Пресвятой осенил, и Сын Божий от нее без истления пришел, и все, паче естества и человеческого и ангельского разума, о ней таинства сбылись.

и о молитвенном и милостивом ее к сыну своему и Богу о согрешающих прошении? Какое воздаяние принесем в ответ на ее благодеяние? Только то архангельское слово, как достойное радости, произнесем: «Радуйся, обрадованная, Господь с тобою, и тебя ради — с людьми! Радуйся, одушествленный рай, в котором божественное древо, Христос, посажено было, и не то древо, что Адама умертвило, но, напротив, всем бессмертие и жизнь дарующее! Радуйся, божественный киот, небесной жемчужины, Христа, в себе носящий, и источник живой воды, жизнь нам источивший! Радуйся, архангелам ликование и ангелам веселие, и рожденным на земле обновление! Радуйся, Моисеев жезл, море разделивший и фараона-мучителя силою сына своего потопивший, и избранным людям в землю обетованную указавший дорогу! Радуйся, вместе царский и священнический Ааронов жезл, от которого прекрасный цвет, Христос, расцвел и из тебя без истления родился! Радуйся, светило невечернего света, все творение <Божее> освещающее и еретическую мглу далеко отгоняющее! Радуйся и ты, блаженный и преблаженный Андрей, отче наш, и с блаженным учеником Епифанием, что был достоверным свидетелем тайн неизреченных видений! Радуйся и ты, блаженный Епифаний, удостоившийся такого учителя учеником преизрядным называться! Блаженны же и все люди, пречестный твой праздник почитающие, Владычица: тебе благодаря наш град и вся вселенная от лжи дьявольской избавились, и крестом сына твоего праотец всего рода человеческого, Адам, в рай опять возвращается; и тебя ради, Владычица, страсти от людей отгонятся, и мы здравие душевное и телесное приемлем. Ибо ты печальным милостивое утешение, радость, ты — Матерь истинной жизни; хоть ты и преставилась от земли к небесным, но во плоти, будучи живой, потому и там с Царем и Сыном вечно соцарствуешь в небесных <селениях>. Потому молимся тебе, как милостивой и милостивого Бога родившей рода нашего: если и согрешили, без помощи не оставь, но вечно ограждай от бед и от скорбей избавь нас. Ибо ты, Владычица, православным людям прибежище и ограда крепкая от лица вражеского, и твоего заступничества и помощи просим, и надеждою на тебя укрепляемся, и силою Сына твоего вражеские полки побеждаются. Потому, Богородительница, как тогда милостиво о людях, тебя чтущих Царицею, заботилась, так и ныне не переставай своим честным покровом покрывать, и замыслы варваров воинствующих низложи, и всех, приходящих в честной храм твой и молитвы и моления тебе приносящих, спасай. Да твоими молитвами жизнь сию безмятежно пройдем и вечных благ сподобимся, благодаря самому тому Владыке и Господу нашему Иисусу Христу, которому слава и держава, честь и поклонение, с безначальным Отцом и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Духом и ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Слово похвальное Покрову Пресвятой Богородицы... (перевод)
Слово похвальное Покрову Пресвятой Богородицы... (оригинал)
Комментарии