Поучение святого отца Феодора, игумена Студийского... (перевод) |
11 сентября.
Поучение святого отца Феодора, игумена Студийского...
Ничто не противостоит хотящему спастись, — и не держи сомнения, — если и в последнюю степень злых грехов впадет. Истинно говорю, ибо много есть тому свидетельств, <одно из них> — о Давыде, атамане разбойников: как сначала он был убийцей и всякого зла исполнен и как, покаявшись, принял монашеский образ и стал <настолько> искушен <в этом, что> исцелял одержимых дьяволом. Ибо сказал ему ангел: «Давыде, Давыде! Отпустил Господь Бог грехи твои». И не только простил его, но и чудотворцем явил. Если хочешь и другого видеть — смотри на Манассию, который на 52 года склонил Израиль к служению бездушным идолам, — но и он, в малое <число> дней раскаявшись, был спасен и воздал хвалу Богу, которую и доныне поет Божия церковь. Также и божественный Давид после прелюбодеяния и разбоя пророческий получил дар. Мария же Египетская после ненасытности греховной достигла ангельского образа и была удостоена <дара> пророчества. И иные многие, падшие из-за грехов, покаянием восстали.
Потому никто и никогда не будем отчаиваться, но постараемся же покаянием достигнуть спасения. Поэтому и мы, братия, будем бдительнее, твердо веруя, что если Бог безмерным человеколюбием помиловал и, призывая, спасает впадших в пучину грехов, то тем более нас, служащих ему, спасет. Однако никто не должен говорить, слыша это: «Если совершившие таковое так приняты были Богом, то спасет он и всех нас, невоздержанно в страстях живущих». Не думайте этого, ибо они по отпущении <грехов> ангельски пожили, а невоздержанно пожившие здесь своей судятся совестью, а в будущем веке, осуждаемые, мучатся без конца, поскольку приняли собираемые тленные сокровища. В стенаниях подобает оплакивать таковых, ибо наслаждения сего света ничто против муки согрешающих. А потому, братия, обратим <свои помыслы> на покаяние, прося отпущения грехов. Возрадуемся друг о друге, устремившихся к Богу через терпение, и покорность, и одоление плотских похотей, что есть второе мучение, — да будем тем самым истинными наследниками вечной жизни во Христе Иисусе, Господе нашем.