Приглашаем посетить сайт

Слово на Рождество... Иисуса Христа (перевод)

Слово на Рождество... Иисуса Христа (перевод)
Слово на Рождество... Иисуса Христа (оригинал)
Комментарии

... Слово на Рождество... Иисуса Христа

25 ДЕКАБРЯ.

Ныне обветшавшему моему естеству обновление приходит, исцеляется язва Адамова злонравия. Ныне светозарный луч, с небес идущий, <все> освещает, и адских узников вечных на свет выводит, мучителю чрево пронзив. Ныне уже пророческие предсказания свершились, завершение Закона, Христос, во чрево девичье вселился и ныне родился, сбылось предреченное Исайей-пророком, говорившим: «Вот Дева во чрево примет и родит Сына, и наречет имя ему — Эммануил, что значит «С нами Бог»«. И <еще>: «Спасет людей своих от грехов», от первого человека погибель самим собою исцелит. «Ибо пришел, — сказано, — Сын Божий отыскать и спасти погибшего», и на «плечи взвалив», привести его к сущим <в вечной жизни>, чтобы тщетно гибнущее вновь достигло полноты совершенства. Господнее Рождество, о нем пророк Иеремия сказал: «Это Бог наш, иной не уподобится ему, воплощен во всяком из творений, и даст Сыну своему. После того на земле явился и среди людей жил». И вот ныне да увидим, возлюбленные, рождающегося в вертепе богатейшего Царя всего сущего. И пеленами спеленут, как младенец, «одевающий небо облаками, а мглою — море». Ныне в пещере возлежит тот, кого провозвестила явившаяся на небесах звезда; этой звездою, словно устами, говоря, небо знаменовало Бога превечного, родившегося в Вифлееме ради спасения всего земного, <звезда>, которая волхвам наставницей стала. Придя по ее движению, они поклонились ему, раскрыв богатства свои, одарили его златом, и ладаном, и мирром, как Царя всех. Да и как не подивимся, верные, долгому хождению персидских мужей и о даре предвидения их. И не стыжусь я по Божественному Писанию пророчествами называть то, что предвозвестили они грядущее во плоти Божество и человечество, знаменовав это приношением своих даров. Ибо они, раскрыв сокровища свои, принесли ему злато, и ладан, и мирро: золото, как подобающее царю, человеческое и божественное в нем проявляя в единстве, — воистину, совершенным Богом и человеком явился. Ладан же — как Богу, потому что из него аромат благовония — фимиам, да каждением его Богу честь воздаем. И мирро — это масло, которым умащают иудеи мертвых. И тем провозвестили они воскресение Господа нашего Иисуса Христа на третий день, о чем и евангелист свидетельствует: этим умащением и женщины, пришедшие ко гробу, хотели умастить тело Иисусово. И уже исполнилось для нас запечатленное мудрецами — халдейскими юношами, пришедшими из дальней Персидской земли. И сбылись слова <псалмо>певца Давида, сказавшего: «Эфиопия, Тарсис, Аравийский полуостров, Сава, Мидина» — всю землю придержащие поклонились тебе, Спаситель, родившийся от Девы на искупление грехопадения Адамова.

Но к прежнему вернемся. «Ибо видели мы звезду его на востоке», среди звезд воссиявшую и светом своим затмившую все звезды, и пошли, чтобы поклониться превечному Царю эти <люди> из правителей Персидских, взяв из своих сокровищниц дары, пошли за звездою-наставницей. О, великая забота Владычная! О, несказанное и непостижимое человеколюбие! Показала звезда, прежде Солнца-Слова явившись, чтобы отвратить от грехов своим божественным промыслом. Ибо так величайшее, вызывающее трепет знамение показываешь всему миру пречистым божественным вочеловечиванием. Не в одной только стране явилась пресветлая звезда Твоего сошествия <на землю>, но и в земле Персидской убеждает она халдеян, и за ней они путешествуют. Никак не отставая от нее, ею были они водимы: когда отдыхали от странствия своего, — и звезда стояла, и когда надо было им идти, — и звезда с ними шла, до тех пор пока не достигли царства Иродова. И здесь остановилась звезда, водившая мужей халдейских.

<в нее> претворившаяся. Когда им встать — и она с ними стояла, когда им идти — и та с ними шла. Ведь все обычные звезды к западу движутся, эта же противоестественно на юг шла. Когда солнце восходит, то обычные звезды меркнут и невидимы бывают, эта же звезда солнечные лучи затмевала. И идя, встала там, где Ирод царствует.

«Где родившийся царь Иудейский? Видели мы звезду его на востоке, воссиявшую среди звезд, и мраком оделись другие звезды и не сияли, и «пришли мы поклониться ему». Они же удивлялись страшным словам и отвечали, говоря: «Нет здесь того, о ком говорите. В этой стране царствует Ирод, и у него есть один сын, и давно уже он родился, и нет <другого> наследника царства его, а того, о ком вы говорите, — не знаем». Они же снова вопрошали, говоря: «Мы ведь не об Ироде спрашиваем вас, ни о сыне его, но о родившемся царе, звезда которого воссияла. Тому мы пришли поклониться, ибо сказано: «Взойдет звезда от Иакова, и поднимется человек от рода Израиля, и сокрушит начинание Моава, и победит всюду»««. И видевшие ту звезду волхвы пришли с востока в Иерусалим и сказали: «Где родившийся царь Иудейский?»

«Мы, царь, слышали от пришедших волхвов, которые возвестили нам о родившемся Царе небесном, говоря, что его царствию нет конца». Ирод же, услышав это, сразу был охвачен яростью, и весь Иерусалим вместе с ним в смятение пришел. И повелел он слугам призвать волхвов. Слуги же Иродовы, пойдя, передали и сказали: «Царь зовет вас к себе». И они, услышав, пошли к нему, надеясь от него узнать о родившемся царе. Тотчас встали они пред Иродом, и сказал им царь: «Где же тот, кого вы называете родившимся царем наших стран и царствованию которого нет конца? Если вам это доподлинно известно, скажите нам, где родившийся». Волхвы же отвечали Ироду, говоря: «Мы — дети персидских земель. Отечество наше в пределах той земли, ты же спрашиваешь нас, где родившийся царь <твоей>. Мы страны твоей не знаем. Но у нас есть звезда, ведущая нас, покуда она не остановит движение — да узнаем о рождении царя на спасение роду человеческому». Ирод же, услышав это от волхвов, не смог скрыть ярости и смешался умом, говоря: «Да почему же, не разузнав основательно, вы возмутили всю страну?» Они же отвечали ему: «Мы никогда прежде и доныне не впадали в заблуждение, наблюдая за движением звездным. Мы тщательно изучали это звездное знамение, в какой стране приключилось, ибо отцы наши научили нас премудрости, переняв от эллинов и халдеев, мы же от них хорошо знаем науку звездного движения. И мы, о том расспрашиваемые, не заблуждаемся, ты же спрашиваешь нас, где родившийся царь. Достоверно видели мы его звезду огромную на востоке, среди звезд воссиявшую, что есть знамение небесного царя. Она и есть наставница нам, с нею и идем, до тех пор пока не остановит движения, в том месте и поклонимся превечному царю».

Услышав это от волхвов, Ирод в смятение пришел, и с ним весь Иерусалим. И желая обманом выведать у волхвов о младенце достоверно, кротко отвечает им, говоря: «Если вы действительно идете поклониться родившемуся на земле царю, дайте нам знать понятно, да и я поклонюсь ему». И посылает он с ними своих посланцев, говоря: «Если где такового найдете, то, возвратясь, поведайте мне, чтобы и я, пойдя, поклонился ему». И когда дошли до городских ворот все слуги Иродовы, чтобы начать свой путь, внезапно ведущая персидских мужей звезда из виду пропала. Посланные слуги возвратились назад к Ироду, говоря: «Мы, царь, так понимаем это знамение, разумея, что эти мужи, силой своего волшебства создали такое знамение — движущуюся звезду, чтобы стало раздумывать над этим и твое величество». Ирод же впал в неистовство, исполнившись лютой ярости, словно ядовитая змея, гневом дышащая, и повелел вернуть волхвов, и бросить их в темницу, и повелел стражникам стеречь их.

«Разузнай, о чем говорят между собою волхвы, и нам расскажешь. А перед ними не обнаруживай своего понимания». Как он услышал, так и сделал. А те, сидящие в темнице и одержимые скорбью и печалью, говорили между собою: «Не усомнимся в бывшем знамении, нет, но из-за злого безумия Ирода и посланных им слуг скрылось от нас таковое знамение. Мы и до сих пор, на звезды глядя, не сомневаемся, ибо так отцы наши, хорошо разбиравшиеся в этом, нам объясняли. Давайте возвестим Ироду: пусть отпустит нас одних и, идя, станем искать и найдем его, и, поклонившись превечному царю, снова вернемся к Ироду и расскажем ему». И рассказали слуги царю обо всех их разговорах. И тот сразу обрадовался, надеясь на рассказ о родившемся. И призвал их и сказал: «Зачем, о мужи, знатности ищете и не говорите нам о родившемся царе: будете удостоены почестей от нашего царства, провозвестниками истины назоветесь». Волхвы же одно твердили: «Мы ведь, царь, знамение наблюдаем, как только остановится звезда, так там сразу и увидим родившегося царя, и, поклонившись ему тихо и увидев, возвратимся к тебе». Он же сказал им: «Как долго вы находитесь в пути с того времени, как явилось это знамение?» И они отвечали, говоря: «Вот уже два года». И Ирод, уразумев сказанное волхвами, отпустил их с миром, говоря: «Если где найдете его, то, возвратившись, скажите мне, чтобы и я, пойдя, поклонился ему». Лживо, а не истинно он говорил, желая одолеть неодолимого Бога, которого бесплотные <силы> на небесах, видя, дивились, говоря: «Удивительное ныне видим и преславное: Тот, кого и небо не вместит, сейчас во чрево Девы вместился и стал плотью, желая исполнить божественный устав». И на него Ирод готовится и хочет мечу предать, разрушающего замыслы народов, отмечающего помысел человеческий! Ныне же исполнится предреченное пророком Давидом, говорящим: «Падет с одной твоей стороны тысяча, и десять тысяч — одесную, к тебе же не подступятся», — на младенцев указывает <Давид>, избиенных Христа ради.

Но на прежнее вернемся. Когда волхвы были отпущены, они вышли из города, так, устами звезды говоря, небо показывало Творца и Владыку всего сущего, светом ее просвещая народы, приводя к разуму Божьему. И до тех пор двигалась звезда, покуда не встала там, где было дитя, над головою младенца. Волхвы же, войдя в пещеру, нашли и мать, и младенца лежащего и, пав на колени, поклонились ему. И открыли они сокровища свои, и дали ему золото, и ладан, и мирро, и оказали ему почести как Царю всего сущего. И сбылось сказанное: «Дочь Тирова с дарами». И «все народы ликуйте». И еще сказано: «Тарсийские юноши дары ему принесут». И еще сказано: «Жив будет, и дана ему будет часть золота аравийского».

Волхвы же, ночью получив весть от ангела Господня, не вернулись к Ироду, но иной дорогой ушли в свою страну. Ирод же, сообразив, что обманут волхвами, опечалился. И созвал к себе старцев и книжников того города и сказал им, что волхвы сделали, и не объяснили, что есть причина явившегося знамения, о котором пришельцы говорили как о <знаке> рожденного на земле Царя небесного. Они же, старцы и книжники, отвечали: «Мы так, царь, понимаем: от бывших до нас слышали, что он родится в Вифлееме. Так и в Священном Писании говорится: «От Вифлеема придет закон, и слово от Иерусалима». Да здесь и есть, в пределах города Вифлеема». Услышав это, царь немедленно послал всех своих слуг в Вифлеем и во все области его искать родившегося царя и погубить его: «Если не найдете его, то убивайте младенцев мужского пола до двух лет, а девочек пощадите».

<животных>: вол и осел), пока не прекратили <свое дело> убивающие младенцев. Исполнилось пророчество Исайи, гласящее: «Израиль меня не узнал, и люди мои меня отвергли».

«Глас в Раме слышан был в небесах. У Рахили же печаль сильна, и оплакивала чад своих с великим рыданием и сетованием, и не могла утешиться, ибо не было их <в живых>«. Также и Рахиль была женой патриарха Иакова, и от нее пошли те, кому выпал жребий жить в Вифлеемских пределах после того, как поделили в первые годы израильтяне землю Ханаанскую. И потому сказано: «Об убитых младенцах своих не может утешиться от печали великой, ибо нет их, замученных Христа ради».

Да и у кого сострадания нет к этим женщинам, как они рыдают горько и плачут, волосы вырывают и лица раздирают! И сильно крик из горла их исторгался. Каждая из них себе говорила: «Горе мне, горе мне, бедные наши детки! Не было бы нам сего <горя>, если бы вас не родили, да этой горькой печали вашего убийства не пришлось бы нам превозмогать! Почему нас не погубили вместе с вами? Почему земля, открыв уста свои, не поглотит нас всех, как когда-то давно, гневом охваченная на неверных, поглотила при Дафане и Авироне весь скот их? Ныне же пусть, внемлюще горю нашему и не забыв вашего погубления и убийства, — горе нам, любимые цветики, ребятки наши, — пусть нас земля, расступившись, примет в недра свои, вас же, во утробах наших выношенных, лучше бы и не было! Или бы море свирепое волнами расплескавшись, нас в свою пучину скрыло, пусть волны морские могилами бы нам стали, или река какая-нибудь, внезапно разлившись, взяла бы в глубины свои, детей бы наших судьбу приняли! Или звери, пышащие злобой, словно некая ехидна, пришедшие из пустыни, сожрали бы нас, и одно с вами претерпели бы мы мучение! Ныне же, детки наши несчастные, увидев вашу погибель, горько терзаемся». Каждая из них говорила: «Горе нам, ребятки наши! Волосы наши вырываются, очи не могут уже огненных слез ронять, язык мой немеет, гортань моя пересыхает, сердце мое сокрушается, чресла мои пронзаются, колени слабеют, руки цепенеют. Что могу сказать или проговорить от горькой боли, видя вашу мучительную смерть, — иные из них мечом иссечены, иные же — саблями пронзены, иные — на копья насажены, иные за волосы о камни разбиты, иные же за ноги растянуты и разорваны». И тем рыданием переполненные, говорили они: «Услышь, небо, и внемли, земля!», «О земля, возопившая за кровь Авеля праведного, убитого неправедно! Так и теперь за младенцев наших возопи к всеобщему Богу и Владыке, со словами: «Потому твоего ради единородного <Сына>-Слова, исшедшего из пречистых твоих глубин и от престола славы твоей, и наши ягнятки пострадали, ради того, кого мы ныне славим, видя рождение его от невесты Пречистой. И удостоившись видеть сонмы славящих с верою и поклониться бесплотному Богу, непостижимым образом во плоть вселившемуся, и видев чинов бесплотных, славим мы от невесты Пречистой преисполненное божественной благодати рождение, образ царя Христа поюще и прославляя без семени родившегося, но царствующего в небесах. Ныне же своим милосердием исправляешь нас ты, Слово, от безбрачной девушки; бывший от века бесплотным, ныне в последние времена плотью отяготившийся, нас, сыновей, долу поникнувших, желая поднять. Так и этих младенцев, О Владыка всемилостивый, с праведными овцами твоими вместе соедини, чтобы наслаждаться навеки в раю, в свете ослепительном взирать на твое Божество, ибо ты благ и милостив, желающий, чтобы все спаслись и пришли к истинному разуму»«. И тому подобает всякая слава, почести и поклонение со Отцом и Святым Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.


Слово на Рождество... Иисуса Христа (оригинал)
Комментарии