Приглашаем посетить сайт

О небесной иерархии. Глава 9

Глава 9.

О началах, архангелах и ангелах, и о последней, их иерархии

1. Остался нам для священного рассмотрения порядок, замыкающий ангельские иерархии, образуемый богообразными началами, архангелами и ангелами. И первым я считаю нужным изложить, насколько мне возможно, то, что выявляют их святые наименования. Наименование небесных начал являет ведь способность боговидно начальствовать и владычествовать сообразно священному, в высшей степени соответствующему начальствующим силам порядку, всецело себя обращать к сверхначальному Началу, и других начальственным образом направлять, запечатлевать в себе, по мере сил, само то началотворящее Начало, и проявлять Его сверхсущественное чиноначалие[240] в благоустроении начальственных сил.

2. Порядок же святых архангелов[241] - единочинен с небесными началами. У них ведь и у ангелов, как я сказал, одни иерархия и устроение[242]. Однако поскольку нет иерархии, не имеющей первых, средних и последних сил, святой архангельский чин, благодаря срединному положению в иерархии, общительно соприкасается с краями. И со святейшими[243] началами он общается, и со святыми ангелами, - с одними потому, что он изначально устремлен к сверхсущественному Началу и Его сколько возможно отображает, и ангелов единотворит своим благоупорядоченным, чинным и невидимым предводительством; с другими же - потому что он принадлежит пророческому чину, иерархически через первые силы получающему богоначальные осияния и благообразно возвещающему их ангелам и через ангелов являющему нам, по священной мере каждого из божественно осияваемых. Ангелы ведь, как мы уже говорили, окончательно завершают все порядки небесных умов как последние[244] среди небесных существ обладающие ангельскими особенностями, и они с большим, чем первые[245]небесные силы, правом называются нами ангелами, поскольку их иерархия существует около более нам очевидного и более близка к миру. Ведь высочайший[246], как сказано, порядок, как расположенный первым по отношению к Сокровенному, сокровенным, надо разуметь, образом священноначальствует вторым, второй же, составляемый святыми господствами, силами и властями, является наставником иерархии начал, архангелов и ангелов, и хотя он более открыт, нежели первая иерархия, но более сокровенен[247], чем та, что за нею; а провозвестнический порядок начал, архангелов и ангелов - наставник человеческих иерархий[248], - друг наставляет друга, чтобы возведение, обращение, приобщение к Богу и единение происходило по чину, равно как и от Бога[249] всем иерархиям подобающим Благу образом даруемое и всех, объединяя, посещающее выступление. Поэтому Богословие подчинило нашу иерархию ангелам, называя начальствующего над иудейским народом Михаила (см. Дан. 10: 13,2; 12: 1), и иных ангелов у других народов. Ведь Всевышний "поставил пределы народов по числу ангелов Божиих" (Втор. 32: 8).

3. Если же кто - нибудь скажет: почему один еврейский народ был возводим к богоначальным сияниям?[250], - следует отвечать, что не прямое руководство ангелов надо винить в том, что другие народы уклонились к несуществующим богам, но их самих, своими устремлениями отпавших[251] от прямого возведения к божественному - из - за себялюбия, самомнения и соответствующего почитания того, что им казалось богоподобным[252]. Есть свидетельство[253], что и сам еврейский народ этим страдал[254]. Ибо "ведение Бога, - говорит Писание, - ты отверг (ср. Ос. 4: 6) и вслед сердца твоего ходил" (ср. Иер. 9: 13; Чис. 15: 39). Ведь наша жизнь неподвластна необходимости[255], и божественные светы промыслительного сияния не слабеют из - за самовластия тех, о ком печется Промысел. Но свойственная умственному зрению[256] неодинаковость[257] делает[258] преисполненное Отеческой благостью светодание или совершенно непричастным и, из - за их невосприимчивости, непередаваемым, или причастия делает различными - малыми и великими, смутными и ясными, тогда как истекающий луч един и прост, и всегда тот же, и сверхраспространен.

А чтобы убедиться, что и у других народов (в числе которых и мы восклонились[259] к готовому для раздачи всем[260] широко раскинутому безбрежному и изобильному морю богоначального света) были наставниками не некие чужие боги, а единое Начало всех, и к Нему возводили своих последователей священноначальствующие над каждым народом ангелы, нужно вспомнить Мелхиседека[261], подлинного боголюбивейшего иерарха не не сущих богов, но поистине сущего высочайшего Бога. И ведь не просто так Мелхиседека богомудры называли не только боголюбивым, но и священником (см. Быт. 14: 18), а чтобы ясно показать благоразумным людям, что не только он сам обратился к поистине сущему Богу, но вдобавок и других как священноначальник наставлял на восхождение к истинному и единому Богоначалию.

4. И о том еще напомним твоему священноначальническому разуму, что и фараону[262](см. Быт. 41: 1–7) стоящий над египтянами ангел, и властителю вавилонян (см. Дан. 2: 1–11) их ангел возвещали в видениях о заботе и воле всеобщего Промысла и Господства; и служители истинно сущего Бога[263] бывали этим народам наставниками, - когда Бог через ангелов открывал близким к ангелам святым людям, Даниилу (см. Дан. 2: 14–44) и Иосифу (см. Быт. 41: 25–32), смысл производимых ангелами видений. Ибо едино всеобщее Начало и Промысел, и никак не следует думать, что Богоначалию по жребию[264] выпало руководить иудеями, ангелам же по отдельности - в том же достоинстве или в богопротивном, - или неким другим богам, быть приставленными к другим народам. Но речение это (Втор. 32: 9) надо понимать в соответствии с той же священной мыслью, - не в том смысле, что Бог поделил власть над нами с другими богами или ангелами и Ему досталось по жребию быть этнархом и вождем народа Израиля, но в том, что сам единый Промысел Вышнего спасительно разделил всех людей, поручив их устремляющему вверх руководству их собственных ангелов, и что почти единственный из всех народов Израиль обратился к светодаянию и познанию истинного Господа. Поэтому Богословие и говорит, показывая, что Израиль принял жребий служения поистине сущему Богу: "И был частью Господней"[265](Втор. 32: 9). Показывая же, что он наравне с другими народами был поручен некоему из святых ангелов, чтобы с его помощью он познал единое Начало всего, оно говорит, что народом иудеев руководил Михаил[266], ясно научая нас, что существует единый над всеми Промысел, сверхсущественно сверхучрежденный превыше всех невидимых и видимых сил, и все ангелы, поставленные каждый над своим народом, возводят к Нему как к своему Началу тех, кто добровольно[267] за ними следует.

Примечания.

240. Самого началотворного Начала сверхсущественное чиноначалие проявляет этот чин начал.

241. Речь идет о порядке архангелов и о том, что он являет.

242. Заметь общее правило, - что всякая иерархия имеет первые, средние и последние силы, то есть - три троичных чина.

243. Написано "и святейшими". Заметь, как божественные архангелы общаются с теми, кто перед ними и после них.

244. Заметь, что чин ангелов последний и ближайший к миру. Последний троичный чин: начала, архангелы, ангелы.

245. Заметь, что последний чин небесных сил более достоин называться ангелами как наиболее близкий к людям, через каковой люди и научаются божественному.

247. Заметь, каким образом получается, что одни иерархии более сокровенные, а другие более открытые.

248. Некоторые из нас иерархически предстательствуют. Обрати внимание на свидетельство Даниила, а именно - что крайний ангельский чин стоит над нашей иерархией.

249. Надо читать вместе со словами "чтобы происходило по чину" - чтобы было связано "чтобы происходило по чину и от Бога" и прочее.

250. Почему, хотя благие ангелы приставлены ко всем народам, один Израиль познал Бога. Каждый народ имеет ведь ангела, назначенного ему, как иудеи - Михаила, какового он причисляет к последнему чину святых ангелов.

252. Заметь, что каждый сам себе причина и добра и зла. Слова же "самолюбие" и "самомнение" оба являют самодовольство.

253. Заметь, что Бог избрал не только Израиль, но что один Израиль захотел последовать за Богом. Это ведь (и) толкование его имени указывает: "Ум, зрящий Бога". Так мы должны понимать сказанное в песне Моисея: "Стал частью Господней удел Иакова" (ср. Вт. 32: 9), - что указывает на Израиль. Но Бог возлюбил ведь не только Израиль, что и апостол многократно показал, говоря: "Неужели Бог - не Бог и народов? Конечно, и народов, потому что один Бог" (ср. Рим. 3: 29–30). Но Израиль первым пошел вслед за Богом; а поскольку позже отступил, и он был изгнан. Имея свободу воли, люди ведь, когда хотят, делают так, что Бог пребывает с ними.

254. Заметь, что и сам Израиль отступил от Бога.

255. Это означает, что человек свободен в своей воле.

здесь влияет различие материи, при божественном осиянии зависит от неодинаковости того, к чему склоняется свободный выбор.

257. Имеется в виду ошибка очей ума.

258. Смотри - он говорит, что мы сами причина того, как мы воспринимаем божественное осияние - или мало, или много, или совсем его не воспринимаем, - когда ему сопротивляемся, словно ожесточаясь и каменея. Но Сам Господь говорит в Евангелиях: "Может Бог из камения этого воздвигнуть детей Аврааму" (Лк. 3: 8). Ведь то, что для нас трудно и невозможно, для Бога возможно.

259. Заметь, что в особенности то, что ясно отсюда, заставляет умолкнуть неподобающую и неспособную к различению необразованность некоторых критиков, дерзающих утверждать, что эти божественные сочинения принадлежат Аполлинарию, ни по лицам, которые упоминает автор, не догадываясь о древности этого мужа, но называя прозвание Дионисия псевдоэпиграфом, ни по тому, что он теперь говорит о себе как об обращенном из идолопоклонников, тогда как Аполлинарий не был из таковых.

260. Заметь, что Бог, будучи по природе благ, с готовностью подает Себя всем для причащения Его святости и просвещения души. Прочее зависит от нас, - насколько мы желаем причаститься Его знания, - да проявится свобода воли. Ибо Бог не виновен в зле, каковое - разлучение с Ним. Связь тут такова: "что и у других народов были наставниками не некие чужие боги, а единое Начало всех". А остальное, таким образом, читается в середине. И поскольку и у других народов единое начало - Божье, значит, и они священноначальствуемы через собственных ангелов.

"Последователей" же он сказал, имея в виду свободный выбор и отсутствие принуждения.

262. Заметь, что через посредство ангелов, говорит он, происходили во сне видения у фараона и Навуходоносора и их изъяснения, или же толкования.

263. Иосиф - египтянам, а Даниил - вавилонянам, когда ангелы, наставлявшие эти народы, открывали им Божью волю и видения.

"Когда разделял Всевышний народы, которых рассеял, сынов Адама, поставил пределы народов по числу ангелов Божиих. И был частью Господней народ Его, Иаков, наследственным уделом Его, Израиль" (Втор. 32: 8–9). Не подобает ведь, говорит он, думать, что народы были поделены с другими богами или ангелами; не по жребию ведь достался Богу Израиль, а другим ангелам по народу особо, чтобы те вовсе не служили Богу. Как будто если, допустим, некий народ достался некому ангелу, то Бог уж и не заботится об этом народе, или ангел народа не старается ни в чем ином угодить Богу. Не наравне с Богом или вопреки Ему выбирали Бог - этот народ, а каждый из ангелов - свой народ, - как это сказано у Исаии, - что дьявол сказал, что имеет в своей власти северные горы, то есть народы, и противится Богу, и старается быть подобен Всевышнему (см. Ис. 14: 13–14). Все ведь работает для Бога, и всеми Сам Он властвует, но знающих Его Он предпочитает. И потому и говорят,'что Он ими властвует, даже если они имеют над собой ангела, как Израиль Михаила. Но как же всеми властвующий Бог называется Богом по преимуществу Израиля и Израиль - Его народом? Мы говорим, что Бог это Бог всех, но Богом приближающихся к Нему и Ему одному поклоняющихся Он называется справедливо. Ибо прочие, почитая идолов, творят себе иных богов.

265. Он хорошо разъясняет слова "Был частью Господней Израиль, удостоенной Ему". Подобало бы ведь, если бы Израиль один познал Бога, чтобы только его посещали Господь и ангелы Его. Но и в том обнаруживается безмерная и непостижимая милость Божия, что и к тем, кто думает, что не принадлежит к Его части, Он приставил особого ангела, хранителя народа. "Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над праведными и неправедными" (ср. Мф. 5: 45). А еще: "Не хотящий смерти грешника, чтобы он обратился и был жив" (ср. Иез. 33: 11). Но ты скажешь: Как, имея ангелов, данных от Бога, чтобы наставлять и руководить, отступили они от Бога живого и поклонились идолам? - Мы отвечаем, что от взирающих на Бога всякое принуждение изгнано и его место заняла свобода воли. Если кто - то выбирает быть с Богом, то он охраняется ангелом и учиняется под ним, "Ибо Господь, - сказано, - знает путь праведных" (Пс. 1: 6). А также: "Я был молод, и состарелся, и не видел праведника оставленным" (Пс. 36: 25). Если же кто - то выбирает противоположное, ангел не принуждает его что - то определенное делать. Это ведь скорее скотоподобная, а не самостоятельная в выборе жизнь. Потому и об Израиле он говорит, когда тот согрешил и сотворил тельца: "Ибо познание Бога ты отверг и вслед сердца своего ты ходил" (ср. Ос. 4: 6; Иер. 9: 14; Час. 15: 39?), - то есть предпочел свое желание.

267. Это он говорит, имея в виду свободу воли и отсутствие принуждения.