Приглашаем посетить сайт

О божественных именах. Глава 12

Глава 12.

Об именах "Святое святых", "Царь царей", "Господин господ", "Бог богов"

1. Поскольку и об этом, сколько надо было сказать, до конца, как я думаю, сказано, подобает нам воспеть Бесконечно - именуемого и как "Святого святых" (Дан. 9: 24) и как "Царя царствующих" (1 Тим. 6: 15; Откр. 19: 16), царствующего вечно, "на веки и далее", и как "Господина господ" (1 Тим. 6: 15; Откр. 19: 16) и "Бога богов" (Пс. 49: 1). И первым делом надо пояснить, что мы понимаем под самой - по - себе - святостью, что под царством, под господством, под божественностью и что Реченйя хотят показать, удваивая имена[982].

2. Ведь святость, насколько мы можем это сказать, есть свобода от всякой скверны и совершенная во всех отношениях незапятнанная чистота. Царство же - это распределение всяких ограничений, постановлений, законов и порядков. Господство же есть не только преодоление худшего, но и всесовершенное овладение всяким добром и благом и их истинное и надежное обеспечение. Почему "господство"[983] и родственно словам "господин", "то - что - господствует", "господствующее". Божественность же есть всевидящий Промысел, все окружающий совершенной благостью и содержащий. Она наполняет собой и превосходит все то, что пользуется ее Промыслом.

3. Эти имена должны быть абсолютным образом[984] воспеты применительно ко все превосходящей Причине, а к ним должны быть прибавлены Превосходящая святость, Господство, Вышнее царство и Простейшая божественность. Из Нее ведь однажды внезапно произросла и распространилась всякая беспримесная законченность всякой безупречной чистоты, всякое учинение сущих и устройство. Она изгоняет всякую дисгармонию, неравенство[985] и несоразмерность, радуется благочинному тождеству и правильности и ведет за Собой удостоенных причаствовать Ей. Ей свойственны полное и совершенное обладание всем хорошим, всякий добрый промысел, наблюдающий и поддерживающий промышляемых. Себя Она благолепно подает для обожения обращающихся.

4. Поскольку все Причинивший преисполнен всем в единой все превышающей чрезмерности, Он и воспевается как Святой святых[986] и прочим соответствующим переполняющейся Причине и Ее запредельному превосходству образом. Можно сказать: насколько святое, божественное, господское или царское превосходит не являющееся таковым, а само - по - себе - причастие - ему причаствующих, настолько выше всех сущих пребывает Превосходящий все сущее, Непричастный[987] всего - и причаствующих, и причастия - все Причинивший. Святыми же, царями[988], господами и богами Речения называют первых в соответствующем каждому из них чине, через которых вторые, причащаясь Божьих даров, умножают то, что им передается простым, в соответствии со своими особенностями[989], разнообразие каковых первейшие промыслительно и боговидно присоединяют к собственному единству.

Примечания.

982. Удвоение имен, - он говорит, - означает присоединение добавочного имени к простому, например: "Святой святых", "Господин господ", "Бог богов", "Царь царей" и тому подобные.

983. Это говорят оба Григория, Богослов и Нисский.

984. "Абсолютным образом" значит не относительно чего - то, того или другого, но соответственно обнаженной мысли, т. е. по существу.

985. Это и есть единство; я говорю о качествах равенства и тождества. В этом ведь причина единодушия, сострадания и спасения всех. Ибо смысл единства всего состоит в том, чтобы, имея одно и то же в одном и том же отношении, по праву называться единым. Единство того, что имеет части, существует ведь при их соединении, как единодушное участие в первопричине. Потому и Господь молится об учениках: "Да будут едино, как Мы едино" (Ин. 17: 22), "да будут совершены во едино" (Ин. 17: 23). Радуется же Своим творениям Бог в соответствии со словами псалма: "Возвеселится Господь о делах Своих" (Пс. 103: 31).

сущее по отношению к не в собственном смысле слова сущему, и насколько то, чего становятся причастниками, отличается от делающегося причастником, настолько Бог отличается от имеющих таковое по причастности. Ибо все, говорится, и происходит от Бога, и что - то имеет, Бог же - ни от кого.

987. Заметь, что он называет Бога непричастным по закону Его природы.

988. Сподобившись божественной мысли, этот блаженный муж учит, благочестиво и боголюбиво исправляя, некоторых впавших в многобожие людей и говорит, что установленные над подчиненными начала по преимуществу называются святыми, царями, господами и богами, - соответственно тому, как называются знатнейшие из людей. Когда выделяющиеся среди нас добродетелью учителя, имеющие собранную в душе воедино добродетель, преподают эту добродетель для научения других, чтобы обучаемые отличались от большинства, то увеличивается и преподаваемая ими добродетель. То же, только неким более тонким и божественным образом, созерцается у бесплотных чинов: через посредство высших и более близких к Богу ангелов меньшие становятся причастниками Божиих даров. Так от переполняющегося и изливающего жидкость источника первыми наполняются, принимая в себя изливаемое им, стоящие ближе сосуды, а когда и они переполняются, оно перетекает затем в другие подставляемые сосуды. И множеством различных сосудов, и маленьких, и больших, разделяется то, что наполнило и переполнило первый сосуд, излившись из источника. В соответствии с этим грубым примером да разумеется и изобилие преподания божественных даров, разделяемых на всех первыми из ангельских чинов. И апостол ведь именуется "избранным сосудом" (Деян. 9: 15).