Приглашаем посетить сайт

Пропп В.Я.: Поэтика фольклора
Часть вторая. Легенда.
1. Термин «легенда» и его содержание

1. Термин «легенда» и его содержание

Слово «легенда» не имеет общепризнанного единого значения ни в научном, ни в обиходном языке. Средневековое латинское «legenda» обозначало «то, что подлежит чтению», т. е. отрывки из житий, читаемые на богослужениях или во время монастырских трапез. В этом значении оно соответствует русскому «четьи» в сочетании «Четьи Минеи» (месячные чтения). В настоящее время этим словом обозначаются самые разнообразные виды словесно-художественного творчества, относящиеся как к области фольклора, так и к области литературы. Так, например, в западноевропейской науке легендами иногда называют мифы первобытных народов.86 В английской науке легендами называют также мифы классической древности.87 А. Н. Веселовский называет легендами сюжеты, приуроченные к историческим именам.88 Так же поступают и другие исследователи. Реже слово «легенда» применяется к другим жанрам, как, например, к поверьям или бывалыцинам.90

Но этим не исчерпывается область применения термина «легенда». А. Н. Афанасьев поместил в свое собрание легенд духовный стих о Егории Храбром (Аф. Лег.). Е. В. Аничков в статье, посвященной легенде91, включает в рассмотрение легенды стих о Голубиной книге, стих о Егории Храбром, былину о Василий Окуловиче и некоторые заговоры.

Все названные случаи относятся к области фольклора. Но к легендам относят и произведения чисто книжного характера. Знаменитая «Legenda aurea»92 («Золотая легенда») Якова из Ворагине (Jacobus de Voragine, 1230—1298) состоит из житий. В науке о древнерусской литературе принят термин «апокрифические легенды». Легендами обозначают не только жития, но и повести сказочного содержания и нравоучительного или благочестивого характера.93

оговорить, что именно может пониматься под легендой в науке о фольклоре. Фольклористика есть наука об устном народном творчестве. Поэтому область письменной, книжной легенды как таковая не может быть предметом ее рассмотрения. Такие памятники, как «Хождение Богородицы по мукам», совершенно не проникшие в русский фольклор94 , как и вся область житийной и апокрифической литературы, представленная весьма значительным количеством памятников и посвященных им трудов, поскольку их сюжеты не вошли в народное обращение, представляют собой достояние истории литературы, а не фольклористики.95

Для науки о фольклоре будут иметь значение только те памятники, которые перешли в устную традицию или сами восходят к ней. Под «легендой» в науке о фольклоре может пониматься только «устная» легенда, а не «письменная».

Другим признаком народной легенды является ее связь с христианством. Народная легенда есть прозаический художественный рассказ, обращающийся в народе, содержание которого прямо или косвенно связано с господствующей религией. Для легенды характерна связь не с тотемической или иной добожеской религией (такую связь имеют первобытные мифы) или с религией многобожеской (античные мифы), а с религией единобожеской, каковой в Европе является христианство. Кроме господствующей религии, в народе имеются пережитки более ранних форм религии в виде веры в леших, русалок, домовых, банников, рижников, и т. д., но рассказы эти и по форме, и по содержанию, и по формам бытования представляют собой иное явление, чем легенды. Они представляют собой не легенды, а бывальщины. В какой степени легенда отражает и идеологию христианской религии, этот вопрос может быть разрешен только по рассмотрении самих легенд. Исторически европейская легенда есть некоторая реакция на появление христианства. Христианство отражено и в книжной повествовательной литературе, и в изобразительном искусстве, и в устном народном творчестве. Предметом рассмотрения фольклористики служит не сама религия, а один из видов художественного отражения ее. Таким образом формы проявления самой религии (богослужение и соответствующие обряды), а также все виды ее использования вне художественных целей (святцы, появление различных святых, канонизованных или самозванных богоматери, апостолов и проповедников, вся область сектантства вообще) представляют собой предмет иной науки — истории верований, а не истории художественною творчества. Религия как таковая может рассматриваться лишь постольку, поскольку она в целом или в отдельных ее проявлениях отражена легендой.

Такое понимание легенды заставляет исключить из нашего рассмотрения былины, духовные стихи, исторические сказания, побывальщины, заговоры, иногда объединяемые с легендой в один жанр по общности сюжета. Легенда может иметь связь со всеми названными здесь жанрами, но такая связь для легенды не специфична. Так, сказка имеет связь с былиной, народным театром и побывальщиной, историческая песнь может иметь связь с причитаниями (плачи о Петре) и т. д., но тем не менее каждый из этих жанров должен изучаться и изучается самостоятельно. Также самостоятельно должна изучаться и легенда, связь ее с другими жанрами является лишь одним из вопросов ее изучения и не этой связью определяется ее специфика.

86. P. Ehrenreich. Die Mythen und Legendcn der sudamerilcanischen Urv6lkcr und ihre Besiehungen zu denen der alten Welt. Berlin. 1905.

87. E. S. Hartland. The Legend of Perseus: A Study of Tradition in Story Custom a. Belief. L., 1895.

88. A. H. Веселовский. К легендам о последнем императоре. ЖМНП. Часть CLXXIX. 1875, май, и другие труды его.

89. А. Н. Лозанова. Народные легенды и предания о Степане Разине. Художе ственный фольклор. IV-V. 1929.

91. Е. Аничков. Христианские легенды в народной передаче / / История рус ской литературы. Под ред. Е. В. Аничкова, А. К. Бороздина и Д. Н. Овсянико- Куликовского. Т. I, 1908.

93. Ф. И. Буслаев. Песни древней Эдды о Зигурде и муромская легенда. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. I. СПб., 1861; А. Н. Веселовский. Новые отношения муромской легенды о Петре и Февронии и сага о Рагнаре Лодброке. ЖМНП, 1871, апрель.

94. Н. К. Бокадоров. Легенда о хождении Богородицы по мукам / / Изборник київский. Київ, 1905

— отреченных книг в русской литературе во второй половине XIX столетия. Киев, 1900; И. Франко. Апокрiфi i легенди з українських рукописiв. I-II. Львiв, 1896—1899.