Историческая песня.
Материалы
Диалог как почти единственная форма повествования в исторических песнях.
Отсутствие мотивировок.
Почему Петр гневается на атаманов, не указано и путем сличения вариантов не устанавливается.
Замена.
Иван IV и Петр I, Разин и Пугачев.
В историч<еской> песне нарушены законы композиции эпоса.
Положительное новое.
Нов<ый> реализм.
Установка на вымысел заменяется установкой на передачу реальности, хотя вымысел вовсе не оставлен.
Психологизм.
Образ Грозного сложно психологичен. Позднее теряется.
Платов, Кутузов — манекены.
Психологизм.
Возможны психологические конфликты и романы.
Анастасия и Иван Гр<озный> в песне о гневе.
Пародия.
Исторические песни о Кострюке есть пародии на эпос.
Нет эпических ретардаций.
Новое: классов<ая> борьба. Классовая борьба, которой нет (или почти нет) в лирических песнях, есть в песнях о Ермаке, Пугачеве. Но и здесь — граница.
Нов<ое>. Индивидуальность.
Отбор.
Почему об одних событиях сложена песня, о других нет? Почему нет песен о Бородинском сражении, а есть фантастические песни о Платове у Наполеона. Потому что мысль не закончена.
Нов<ое>. Время.
Эмпирическое время заменяется календарным реальным временем: в году.
Новое.
Индив<идуальные> характеры Грозного, Ермака, Петра, Пугачева, Платова, Кутузова — неповторимы и до некоторой степени индивидуализированы.
Князь Пожарский, герой песни о Конотопе, убит.
Конец — торжественное погребение.
Нов<ое>. Форма войны.
Форма ведения войны.
Вымысел.
Вымысел не противоречит действительности, а дополняет ее, уточняет. *
Ср. сказка: то, чего фактически не могло быть.
Ист<орические> песни: то, что фактически могло быть.
Свадьба и <нрзб> Дмитрия.
Традиц<ионное>. Полож<ительный> герой.
Остается стремление к положительному герою. О Гришке Отрепьеве и Борисе Годунове песен мало.
Новое. Действеительные> войны.
<ической> песне совершенно меняется способ ведения войны, (ср. эпос).
Раб<очая> песня.
Пут., 48.
О рабочей песне и ее связях с фольклором.