Фокеев А.Л.: Неиссякаемый источник. Устное народное творчество
Вопросы и задания по теме
Вопросы и задания по теме
- Познакомьтесь с примерами детского фольклора. Почему он называется детским? Приведите примеры колыбельных песен, пестушек, потешек, прибауток, считалок, небылиц-перевертышей, используя сборники детского фольклора и беседы с детьми.
- Охарактеризуйте известные вам подвижные игры, предваряющиеся жеребьевками, считалками, игровыми приговорками и припевками. Опишите некоторые из них.
- Приведите примеры словесных игр: заклички и приговорки, скороговорки, дразнилки, насмешки, уловки, мирилки, отговорки.
- Что вам известно о "страшилках"?
- Попытайтесь самостоятельно сочинить отдельные произведения детского фольклора по выбору.
- Расскажите о пословицах и поговорках. Чем они отличаются друг от друга? Как определяет их В. И. Даль?
- Посмотрите книгу Даля "Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа". Подберите по темам понравившиеся вам пословицы, выпишите их в тетрадь.
- Проанализируйте пословицы и поговорки, указав: в какой ситуации они употребляются; область человеческой деятельности, обусловившую появление пословиц.
- Расскажите о художественном своеобразии пословиц и их композиции.
- Приведите пословицы, употребляемые только в буквальном смысле; пословицы, сохранившие прямой смысл; пословицы, употребляемые в переносном смысле.
- Рассмотрите сборники: "Русские пословицы и поговорки" (М., 1961), "Русские народные пословицы и поговорки" (М., 1965) и напишите сочинение на одну из тем: "Быт русского народа в пословицах и поговорках", "Жизнь человека в русском фольклоре".
- Где и когда используются пословицы и поговорки?
- Составьте небольшой рассказ на произвольную тему с использованием пословиц и поговорок.
- Покажите связь пословиц с живой речью.
- Как вы понимаете термин "загадка"? Верно ли охарактеризовал его Даль?
- Запомните, что "загадка – это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность" (В. П. Аникин). Согласны ли вы с этим определением?
- Какие типы загадок вам известны?
- Приведите известные вам загадки. Предложите для разгадывания одноклассникам 5–10 загадок. Примите участие в конкурсе сообразительных.
- Как построена загадка? Приведите примеры и укажите две ее части: загадка (вопрос) и отгадка (ответ).
- Как в загадке зашифрована отгадка?
- Определите, являются ли такие загадки, как "Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось?" или "Шел Кондрат в Ленинград…" загадками-задачами.
- Подберите загадки по темам: жилище, тепло и свет, домашнее хозяйство, двор, сад, огород, домашние животные и т. д.
- Назовите художественные особенности загадок, разнообразные средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, эпитеты).
- Какую роль играют загадки в сказках? Вспомните, какие загадки загадывают мудрые девы. Перечитайте сказки и приведите примеры.
- Какие загадки встречаются в песнях?
- Верно ли, что в загадке открывается полный простор для творческой фантазии народа?
- Основываясь на творческой фантазии, попытайтесь составить свою загадку.
- Примите участие в творческой работе: попытайтесь разработать сценарий вечера или утренника по материалам загадок.
- Используя пособие В. Я. Коровиной "Читаем, думаем, спорим", составьте кроссворды по темам: "Пословицы", "Поговорки", "Сказки", "Былины".
- "Капитанская дочка" и выпишите те эпиграфы к главам, которые являются русскими пословицами.
- Как вы понимаете пословицу "Береги честь смолоду"? Почему Пушкин использовал ее в качестве эпиграфа к первой главе "Капитанской дочки"? Как в этом произведении пословица связана с основной мыслью поэта?
- Почему к четырнадцатой главе "Капитанской дочки" Пушкин выбрал поговорку "Мирская молва – морская волна"?
- В произведениях русских писателей встречаются пословицы и поговорки: "Как снег на голову", "Людское счастье, что вода в бредне", "Не всем же в золоте ходить, в руках серебро носить". Прокомментируйте их.