Приглашаем посетить сайт

Фокеев А.Л.: Неиссякаемый источник. Устное народное творчество
Вопросы и задания по теме "Народные лирические песни"

Вопросы и задания по теме "Народные лирические песни"

  1. Опираясь на раздел пособия, расскажите о разновидностях народных лирических песен, охарактеризуйте их тематику, героев, художественное своеобразие.
  2. Согласны ли вы, что лирические песни выражают душевное состояние человека? Прокомментируйте оценки ученых: "она выражает собою душевное состояние поющего, поется всегда и везде. Она поется в минуты отдыха и за работой, поется в одиночку и хором, поется в бурлацкой лямке и солдатском походе" (В. П. Аникин); "цель песни – раскрыть чувство" (В. Я. Пропп); "основное назначение народной песни – выражать мысли, чувства и настроения" (С. Г. Лазутин).
  3. Прочитайте песни, помещенные в учебнике: "Ах, что же ты, голубчик, не весел сидишь…", "Ай вы, ветры, ветры буйные…", "Мимо садику, мимо виноградного", "Ну, Господь же с тобой, батюшка…". Рассмотрите их. Отметьте, какие душевные чувства они выражают, кем исполняются, к кому обращены.
  4. На примере песни "Ах, что же ты, голубчик, не весел сидишь.." покажите, как передаются переживания доброго молодца, каково ее художественное своеобразие (диалог, иносказание).
  5. Как в песне "Ну, Господь же с тобой, батюшка" воссоздается бытовой уклад крестьянской семьи?
  6. Какие чувства передаются в "плаче" невесты и почему? Какие ответные чувства вызываются у слушателей? Научитесь читать песню выразительно, с сохранением народной манеры исполнения.
  7. Выразительно прочитайте песню "Ай вы, ветры, ветры буйные...". Почему она начинается с обращения к природе?
  8. "Мимо садику, мимо виноградного…" ведется повествование?
  9. Как в песне используется прием параллелизма (чувства девушки соотносятся с картинами природы)?
  10. Какую роль играют повторы?
  11. Прочитайте и другие лирические песни из фольклорных сборников.