Вопросы и задания по теме "Сказки"
1. Прочитайте раздел пособия и ответьте на вопрос: что вы понимаете под термином "сказка" и что характерно для него?
2. Прокомментируйте народные пословицы: "сказка – складка, а песня – быль"; "сказка – ложь, а песня – правда".
3. Какие разновидности сказок вы знаете?
***
4. Вспомните сказки о животных, назовите их основные темы и сюжеты. Перескажите одну из них.
5. Какова композиция сказок о животных? Перечитайте сказку "Бобовое зернышко" или "Звери в яме" и покажите, как разворачивается сюжет, повторяются ситуации. В чем состоит принцип кумулятивности? Почему такие сказки можно назвать цепными?
6. Назовите героев сказок о животных и охарактеризуйте их.
7. Покажите положительное и отрицательное начало в характеристике персонажей в сказках (разделение героев на положительных и отрицательных). Охарактеризуйте их.
***
8. Прочитайте в пособии о волшебных сказках. Выделите их основные особенности в отличие от сказок о животных (сюжеты, тематика, главные герои, чудесный вымысел, фантастика).
9. Как в характеристике волшебных сказок воплощаются слова А. С. Пушкина: "Здесь чудеса, здесь леший бродит"? Расскажите о чудесах, волшебных помощниках и предметах и их роли.
10. Охарактеризуйте мир людей и "тридевятое царство, тридесятое государство" в волшебных сказках (образ дурака Ивана, Ивана-царевича и фантастический мир).
11. Как разворачивается сюжет в сказке "Бой на Калиновом мосту"?
12. Каковы героини сказок (царь-девица, царевна, падчерица, Василиса Премудрая, Марья Моревна)?
13. Отметьте художественное своеобразие волшебных сказок.
14. Как в сказке изображены волшебные персонажи и их помощники?
15. Найдите в указанных сказках элементы поэтической стилистики: сравнения, метафоры, слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
16. Выявите в сказках малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, прибаутки, загадки).
17. Приведите встречающиеся в сказках разнообразные прозвища людей и животных.
18. На примере сказки "Два Ивана – солдатских сына" расскажите об особенностях волшебной сказки.
20. Расскажите о превращении крестьянских детей в богатырей.
21. Приведите описания чудесных предметов, помогающих братьям.
22. Расскажите о богатырском бое Ивана – крестьянского сына со змеем.
23. Прочитайте древнерусское предание "Чудо Георгия со змеем" и выясните общность сюжетов предания и волшебной сказки.
25. Прочитайте немецкую народную сказку "Снегурочка" и сопоставьте ее с русской народной. Найдите общее в сюжете, развитии событий, изображении героев. Вспомните о "бродячих сюжетах". Какие национальные особенности содержит та и другая сказка?
***
26. Расскажите о бытовых сказках. Чем они отличаются от волшебных? Какие художественные особенности для них характерны?
27. Каковы герои, а также предметы и вещи, которые их окружают?
28. Обратитесь к бытовой сказке "Жена-доказчица". Почему она так называется?
30. Как в сказке выражено народное отношение к героям (старик, старуха, барин)?
***
31. Попробуйте самостоятельно сочинить сказку о животных или волшебную. Перечитайте текст пособия и вспомните их художественные особенности. Продумайте выбор героя, развитие сюжета, зачин, концовку, сформулируйте моральную "формулу" оценки событий.
32. Какие народные идеалы и мечты отразились в сказках?