Приглашаем посетить сайт

Фокеев А.Л.: Неиссякаемый источник. Устное народное творчество
Любовные песни (лирические песни о любви, измене, разлуке)

Любовные песни (лирические песни о любви, измене, разлуке)

Многие любовные песни трагичны по содержанию. В них затрагиваются темы измены, разлуки, невозможности быть вместе с любимой или любимым.

Так, в песне "Ах, что же ты, голубчик, не весел сидишь" передаются переживания доброго молодца. Он тоскует по девушке, которую отдали замуж, "просватали" за другого. Песня полна грусти, переживаний. Это песня-диалог, рассказывающая о событиях в жизни героя. Она построена на вопросах и ответах, раскрывает душевное состояние героя, отвечающего на вопрос, почему он сидит не весел и не радостен. Его грусть передается в народной песне иносказательно. В первой части песни девушка, которую он теряет, сравнивается с подстрелянной голубкой. Песня передает грусть, тоску доброго молодца.

В песне "Ну, Господь же с тобой, батюшка" оплакивается несчастная судьба невесты в семье жениха. Эта песня воссоздает бытовой уклад крестьянской семьи. В ней выражаются чувства женщины-крестьянки, покидающей родной дом и выданной в чужую семью. Песня напоминает причитание, обращенное к кормильцу-батюшке, выражает печаль-тоску красной девицы. В ней рисуется невеселая женская доля:


За столбом я потихохоньку
От чужих людей наплачуся.

Песня вызывает у слушателей горькое сочувствие к судьбе русской женщины.

Печаль, тревога, скорбные предчувствия выражены в песне "Ай вы, ветры, ветры буйные". В ней образ буйной осенней непогоды соотнесен с переживаниями девушки-младешеньки, предчувствующей несчастье – расставание с милым. При помощи образов-символов в песне воспроизводятся символические картины – привидившийся девушке сон, в котором появляются образы распаявшегося золотого перстня – подарка милого друга, расплетенной русой косы. Образы символизируют несчастье, тревожные предчувствия:


Мне мало спалось,
Много виделось.
Нехорошь-то мне сон привиделся:
Уж кабы у меня, младешеньки,

Распаялся мой золот перстень,
Выкатался дорогой камень…1

Обращение к ветрам буйным напоминает причитание:

Ах вы, ветры буйные,

Потяните вы в эту сторону,
В эту сторону, со восточную,
Отнесите вы другу весточку,
Что не радостную весть, печальную. 2

"Мимо садику, мимо виноградного…" картины природы соотносятся с житейскими событиями. Для нее характерны повторы, картины природы сопоставляются с бытовыми, повторяются во второй части с изменением художественного образа (мимо терема да высокого, да высокого проезжал тут мил сердечный друг). Они передают чувства девушки – красной девицы, умаляющей "миленького сердечного друга" воротиться в терем. В песне представлены параллельные образы: как без соловья в саду не весело, так и без доброго молодца в тереме не весело. Передача чувств девушки дана на фоне природы: садик-виноградик, молодой соловей, канареечка, пташечка-касаточка. Рассказ ведется как бы невидимым рассказчиком.

Примечания.

1. Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. - М. 1977. - С. 178.