Приглашаем посетить сайт

Фокеев А.Л.: Начало всех начал. Древнерусская литература
"Повесть о Тверском Отроче монастыре"

"Повесть о Тверском Отроче монастыре"
(для чтения и изучения в 6, 8-м классах)

Эта повесть относится к литературе XVII века. В ней рассказывается, как отрок1 тверского князя Ярослава Ярославича Григорий отправляется по его поручению по селам для сбора крестьянских повинностей. Остановившись в селе Евдимоново у церковного пономаря Афанасия, он увидел дочь его Ксению, полюбил ее и решил на ней жениться, для чего надо было спросить разрешение у князя. Тот отказывает слуге. Отрок долго упрашивает князя. Наконец, разрешение дано, и князь приказывает снарядить корабль, снабдить его всем и приготовить людей для встречи невесты. Сам князь заинтересовался невестой отрока, узнав о ее красоте и разуме.

Григорий радостно готовится к свадьбе, но "божьим изволением" настоящим женихом оказывается князь, а отрок всего-навсего его сватом.

Страдают в повести все действующие лица. В основе их поведения лежит "предначертание", герои действуют в соответствии с ним.

Отроку и князю являются видения. Ярослав видит сон, будто он охотится и пускает соколов на птиц. Любимый сокол поймал и принес в "недра" князя голубицу, сияющую красотой "паче злата". Князь недоумевает и не может разгадать значение сна. В то же время Ксении уже все очевидно: она обладает даром предвидения. Девушка просит Григория не торопиться, но он понимает ее слова по-своему. Помедлив, он все же едет к невесте, и она снова останавливает его словами: "Не вели спешить ни с чем, да еще у меня будет гость незванной, а лучше всех званых гостей". Свадьба отрока расстраивается, вместо него под венец идет князь. Потрясенный отрок переодевается в крестьянское платье и уходит в лес, где "хижу себе постави и часовню". Так в пустынном месте был основан Тверской Отроч монастырь.

Как считает Д. С. Лихачев, в повести нет ни злодеев, ни борьбы добра и зла. Действие в ней происходит "не только в обстановке отсутствия активного злого начала, но и в обстановке лучезарной красоты всего сущего"2.

Герои повести прекрасны: отрок и князь сияют красотой. Но в мире красоты все же есть печаль, звучат драматические ноты. Григорий взамен утраченной земной любви получает любовь небесную. Однако это предпочтение вынужденное: судьба сулила князю любовь счастливую, а Григорию несчастную, и отроку нечего больше ждать в этом мире. Монастырь он должен построить для того, чтобы угодить Господу и стать "блаженным". Явившаяся к нему Богородица говорит: "Ты же, егда вся совершише и монастырь сей исправиши, немногое время будеши ту жити и изыдеши от жития сего к Богу"3.

– соколов и ястребов. И поймал князь множество лебедей, а любимый сокол привел его в церковь, где должна была состояться свадьба. Представления о героях даны в духе народной поэзии: жених — это суженый, а судьба девушки – ее жених.

Все события, как подчеркивает автор устами Ксении, осуществляются божьим повелением, все случается для "благоустройства мира": "монастырь же той стоит и до ныне божиею благодатью и молитвами пресвятая Богородицы и великого святителя Петра, митрополита московского и всея Росси чудотворца"4.

Как видим, в этом произведении тесно переплетаются христианские и фольклорные мотивы, что характерно в целом для литературы Древней Руси.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Прочитайте текст по изданию (Древнерусская литература. Книга для ученика и учителя. М., 1999. С. 334). Обратите внимание на то, как меняется характер литературы в XVII веке (появление любовно-приключенческой новеллы, усиление связи с фольклором, особенности изображения героя, художественный вымысел).
  2. В чем причина ухода Григория от мирской жизни? В благочестивом ли стремлении посвятить себя Богу или в неразделенной любви?
  3. В чем трагическое звучание повести?
  4. Определите сказочные мотивы повести: описание героев, портреты, речь, фольклорные образы — голубица, сокол, предзнаменования, вещий сон.
  5. Чем объясняются характерные особенности и поступки главной героини — Ксении?
  6. Чем Ксения напоминает Февронию из "Повести о Петре и Февронии Муромских" и чем отличается от нее?
  7. Почему Д. С. Лихачев считает Ксению "пассивной героиней"?

Примечания.

>.

3. Древнерусская литература. Книга для ученика и учителя. М., 1999. С. 341

4. Древнерусская литература. Книга для ученика и учителя. М., 1999. С. 344