"Повесть о Тверском Отроче монастыре"
(для чтения и изучения в 6, 8-м классах)
Эта повесть относится к литературе XVII века. В ней рассказывается, как отрок1 тверского князя Ярослава Ярославича Григорий отправляется по его поручению по селам для сбора крестьянских повинностей. Остановившись в селе Евдимоново у церковного пономаря Афанасия, он увидел дочь его Ксению, полюбил ее и решил на ней жениться, для чего надо было спросить разрешение у князя. Тот отказывает слуге. Отрок долго упрашивает князя. Наконец, разрешение дано, и князь приказывает снарядить корабль, снабдить его всем и приготовить людей для встречи невесты. Сам князь заинтересовался невестой отрока, узнав о ее красоте и разуме.
Григорий радостно готовится к свадьбе, но "божьим изволением" настоящим женихом оказывается князь, а отрок всего-навсего его сватом.
Страдают в повести все действующие лица. В основе их поведения лежит "предначертание", герои действуют в соответствии с ним.
Отроку и князю являются видения. Ярослав видит сон, будто он охотится и пускает соколов на птиц. Любимый сокол поймал и принес в "недра" князя голубицу, сияющую красотой "паче злата". Князь недоумевает и не может разгадать значение сна. В то же время Ксении уже все очевидно: она обладает даром предвидения. Девушка просит Григория не торопиться, но он понимает ее слова по-своему. Помедлив, он все же едет к невесте, и она снова останавливает его словами: "Не вели спешить ни с чем, да еще у меня будет гость незванной, а лучше всех званых гостей". Свадьба отрока расстраивается, вместо него под венец идет князь. Потрясенный отрок переодевается в крестьянское платье и уходит в лес, где "хижу себе постави и часовню". Так в пустынном месте был основан Тверской Отроч монастырь.
Как считает Д. С. Лихачев, в повести нет ни злодеев, ни борьбы добра и зла. Действие в ней происходит "не только в обстановке отсутствия активного злого начала, но и в обстановке лучезарной красоты всего сущего"2.
Герои повести прекрасны: отрок и князь сияют красотой. Но в мире красоты все же есть печаль, звучат драматические ноты. Григорий взамен утраченной земной любви получает любовь небесную. Однако это предпочтение вынужденное: судьба сулила князю любовь счастливую, а Григорию несчастную, и отроку нечего больше ждать в этом мире. Монастырь он должен построить для того, чтобы угодить Господу и стать "блаженным". Явившаяся к нему Богородица говорит: "Ты же, егда вся совершише и монастырь сей исправиши, немногое время будеши ту жити и изыдеши от жития сего к Богу"3.
– соколов и ястребов. И поймал князь множество лебедей, а любимый сокол привел его в церковь, где должна была состояться свадьба. Представления о героях даны в духе народной поэзии: жених — это суженый, а судьба девушки – ее жених.
Все события, как подчеркивает автор устами Ксении, осуществляются божьим повелением, все случается для "благоустройства мира": "монастырь же той стоит и до ныне божиею благодатью и молитвами пресвятая Богородицы и великого святителя Петра, митрополита московского и всея Росси чудотворца"4.
Как видим, в этом произведении тесно переплетаются христианские и фольклорные мотивы, что характерно в целом для литературы Древней Руси.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Примечания.
>.
3. Древнерусская литература. Книга для ученика и учителя. М., 1999. С. 341
4. Древнерусская литература. Книга для ученика и учителя. М., 1999. С. 344