Приглашаем посетить сайт

Фокеев А.Л.: Начало всех начал. Древнерусская литература
Монахи и старцы Оптиной Пустыни

Монахи и старцы Оптиной Пустыни

Разные люди, разные взгляды, разные судьбы, но всех объединила любовь до гроба, любовь вечная — Оптина Пустынь. В поисках благ, славы, покоя люди разрушали города, страны, уничтожали целые народы и не достигали желанного. Оптинцы ничего не искали, никуда не стремились, никого ни к чему не призывали — они молча строили Рай на Земле, тяжким кропотливым трудом созидали его в своих сердцах, вычищая душу свою от скверны, для того чтобы принять Христа Спасителя.

Преподобный оптинский старец Анатолий писал: "Начни со смирения, делай со смирением и кончай со смирением и вчинишся со Святыми. Этот путь самый надежный, непадательный. Куда может упасть смиренный, когда он считает себя хуже всех? Лучше всего вырисовать на мягком юном сердце сладчайшее имя, светозарную молитовку: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Вот тогда-то будет верх радостей, бесконечное веселье! Тогда, когда утвердится в сердце Иисус, не захочешь ни Рима, ни Иерусалима. Ибо сам Царь, со Всепетою Своею Матерью и всеми Ангелами и Святыми придут к тебе сами и будут жить у тебя. "Аз и Отец к нему приидем и обитель у него сотворим". Этот ключик к заветной и для многих желанной дверце получал каждый, кто переступал ворота Святой Обители, сотни и тысячи людей им воспользовались. Попытаемся и мы. Переступим невидимый порог, отделяющий нас от прошлого, заглянем туда. Там все так же живут старцы и юноши, благоухают цветы, жужжат пчелы, и по желтым песочным дорожкам среди цветущих яблонь идут все, кто полюбил это место Спасения и в назиданиях и советах старческих находит помощь и утешение.

Вот что писал священник Павел Флоренский: "Оптина — завязь новой культуры. Она есть узел не проектируемый только, а живущий вот уже сотню лет, который на самом деле осуществил ту среду, где воспитывается духовная дисциплина, не моральная, не внешне аскетическая, а именно духовная... Если начать прослеживать мысленно самые разнообразные течения русской жизни в области духа, то непосредственно или посредственно мы всегда приводимся к Оптиной, как духовному фокусу, от соприкосновения с которым возжигается дух, хотя бы потом он развивался и в иных, чем собственно оптинское направление. Оптина, выдаваясь не столько отдельными исключительными лицами, сколько гармоническим сочетанием и взаимодействием духовных сил, всегда была и есть... могучий коллективный возбудитель духовного опыта".

и многие другие.

Н. В. Гоголь несколько раз посещал Оптину Пустынь. Общение с оптинской братией, со знаменитыми старцами — игуменом Филаретом и иеромонахом Макарием духовно обогащало писателя. Именно при знаменитом старце Макарии в середине XIX века Оптина Пустынь становится центром не только духовной, но и светской культуры. В образе жизни тамошних монахов Гоголь усматривал особое благочестие и послушание. В письме к графу А. П. Толстому от 10 июля 1850 года он писал: "Благодать видимо там присутствует. Это слышится в самом наружном служении, хотя и не можем объяснить себе почему. Нигде я не видел таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живет: их лица сказывали сами все. Самые служки поразили светлой ласковостью Ангелов, лучезарной простотой обхождения; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание; все становится приветливее, поклоны ниже и участия к человеку больше".

Сохранилось предание о желании Гоголя поселиться в скиту Оптиной Пустыни, сделаться иноком. В общении со святыми старцами Макарием и Филаретом он испытывал волнение. В 1950 году Гоголь писал отцу Филарету: "Ради Самого Христа, молитесь обо мне, отец Филарет. Просите вашего достойного настоятеля, просите всю братию, просите всех, кто у вас усерднее молится и любит молиться, просите молитв обо мне. Путь мой труден; дело мое такого рода, что без ежеминутной, без ежечасной и без явной помощи Божией не может двинуться мое перо и силы мои не только ничтожны, но их нет без освеженья свыше. Говорю вам об этом не ложно. Ради Христа, обо мне молитесь. Покажите эту записочку мою отцу игумену и умоляйте его вознести свои мольбы обо мне грешном, чтобы удостоил Бог меня недостойного поведать славу имени Его, не посмотря на то, что я всех грешнейший и недостойнейший. Он силен, милосердный, сделать все и меня, черного как уголь, убелить и возвести до той чистоты, до которой должен достигнуть писатель, дерзающий говорить о святом и прекрасном. Ради Самого Христа, молитесь. Мне нужно ежеминутно, говорю вам, быть мыслями выше житейского дрязгу и на всяком месте своего странствия быть в Оптинской пустыне. Бог да воздаст вам всем сторицею за ваше доброе дело. Ваш всей душою Николай Гоголь".

"Мертвых душ", в котором намеревался создать образ праведного человека, взявшего на себя миссию перевоспитать Чичикова.