"Киево-Печерский патерик"
(для самостоятельного чтения)
Памятником древнерусской литературы, рассказывающим о монахах Киево-Печерского монастыря, является "Киево-Печерский патерик". Слово "патерик" в переводе с греческого означает "отец". Так назывались особые сборники, в состав которых входили небольшие дидактические новеллы о жизни монахов-пустынников.
В основе "Киево-Печерского патерика" лежит переписка, которую вели между собой в начале XIII века епископ Владимирский Симон и монах Поликарп. Оба они были образованными и талантливыми книжниками своего времени, но судьбы их сложились по-разному. Симон занял епископскую кафедру в Суздале и Владимире, Поликарп же остался в монастыре. Честолюбивый монах с помощью влиятельных покровителей стал добиваться епископского сана. Симон не одобрил этих стремлений Поликарпа и написал ему послание. Так из писем этих двух священников родился сборник произведений, рассказывающий о жизни монастыря.
Литературное значение "Патерика" было велико. Он подводил итог развитию русской житийной литературы XI–XII веков, будил чувство общерусского патриотизма в страшные годы монголо-татарского ига, напоминал о временах процветания и могущества Киевской Руси.
В изображении Симона и Поликарпа печерские святые — люди особого склада, поставившие своей целью достичь аскетического идеала. В надежде на загробное блаженство они отказываются от всех житейских радостей. Бог посылает им дар пророчества и умение читать в сердцах, способность творить чудеса. Они исцеляют больных, тушат пожары, воскрешают мертвых. Их посещают ангелы и святые, им является Богородица, с ними беседует Господь.
Так, например, в одном из рассказов к монаху Григорию забираются воры, но он насылает на них беспробудный сон, продолжающийся пять суток. Других воров Григорий заставляет простоять двое суток неподвижно, изнывая под тяжестью награбленного. В другом рассказе Григорий на берегу Днепра встречается с князем Ростиславом Владимировичем, который направляется в монастырь получить благословение перед походом на половцев. Монах предсказывает ему гибель в воде. Рассерженный князь приказывает связать и утопить Григория. Три дня вся монастырская братия безуспешно ищет пропавшего инока. Лишь на третий день тело Григория с камнем на шее чудесным образом оказывается в его запертой келье. А приказавший расправиться с монахом князь Ростислав, действительно, тонет при переправе.
Рассказы о борьбе печерских отшельников с бесами — наиболее занимательные страницы "Патерика". Именно здесь ярче всего сказывается та "прелесть простоты и вымысла", которую отметил еще А. С. Пушкин. В существовании бесов Симон и Поликарп не сомневались. Основное назначение бесов — сеять зло по наущению дьявола. Они пользуются каждым случаем, чтобы искусить человека, изобрести какую-нибудь "пакость". Бесы — опасные противники, обладающие способностью видоизменять свое естество. Они могут предстать в любом обличье. Несмотря на это, киево-печерские монахи с ними успешно борются, заставляя их служить себе: то они за ночь перемелют пять возов зерна, то переносят с берега Днепра тяжелые бревна. Сказочно-фантастический мир поверий и легенд изображается на фоне реальной исторической действительности XI–XII веков. В рассказах "Патерика" в качестве участников и очевидцев происходящих событий упоминаются многие древнерусские князья, излагаются события, известные по летописям, сообщается много фактов, характеризующих церковный и монастырский быт.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ