Приглашаем посетить сайт

Фокеев А.Л.: Начало всех начал. Древнерусская литература
"Киево-Печерский патерик"

"Киево-Печерский патерик"
(для самостоятельного чтения)

Памятником древнерусской литературы, рассказывающим о монахах Киево-Печерского монастыря, является "Киево-Печерский патерик". Слово "патерик" в переводе с греческого означает "отец". Так назывались особые сборники, в состав которых входили небольшие дидактические новеллы о жизни монахов-пустынников.

В основе "Киево-Печерского патерика" лежит переписка, которую вели между собой в начале XIII века епископ Владимирский Симон и монах Поликарп. Оба они были образованными и талантливыми книжниками своего времени, но судьбы их сложились по-разному. Симон занял епископскую кафедру в Суздале и Владимире, Поликарп же остался в монастыре. Честолюбивый монах с помощью влиятельных покровителей стал добиваться епископского сана. Симон не одобрил этих стремлений Поликарпа и написал ему послание. Так из писем этих двух священников родился сборник произведений, рассказывающий о жизни монастыря.

Литературное значение "Патерика" было велико. Он подводил итог развитию русской житийной литературы XI–XII веков, будил чувство общерусского патриотизма в страшные годы монголо-татарского ига, напоминал о временах процветания и могущества Киевской Руси.

В изображении Симона и Поликарпа печерские святые — люди особого склада, поставившие своей целью достичь аскетического идеала. В надежде на загробное блаженство они отказываются от всех житейских радостей. Бог посылает им дар пророчества и умение читать в сердцах, способность творить чудеса. Они исцеляют больных, тушат пожары, воскрешают мертвых. Их посещают ангелы и святые, им является Богородица, с ними беседует Господь.

Так, например, в одном из рассказов к монаху Григорию забираются воры, но он насылает на них беспробудный сон, продолжающийся пять суток. Других воров Григорий заставляет простоять двое суток неподвижно, изнывая под тяжестью награбленного. В другом рассказе Григорий на берегу Днепра встречается с князем Ростиславом Владимировичем, который направляется в монастырь получить благословение перед походом на половцев. Монах предсказывает ему гибель в воде. Рассерженный князь приказывает связать и утопить Григория. Три дня вся монастырская братия безуспешно ищет пропавшего инока. Лишь на третий день тело Григория с камнем на шее чудесным образом оказывается в его запертой келье. А приказавший расправиться с монахом князь Ростислав, действительно, тонет при переправе.

Рассказы о борьбе печерских отшельников с бесами — наиболее занимательные страницы "Патерика". Именно здесь ярче всего сказывается та "прелесть простоты и вымысла", которую отметил еще А. С. Пушкин. В существовании бесов Симон и Поликарп не сомневались. Основное назначение бесов — сеять зло по наущению дьявола. Они пользуются каждым случаем, чтобы искусить человека, изобрести какую-нибудь "пакость". Бесы — опасные противники, обладающие способностью видоизменять свое естество. Они могут предстать в любом обличье. Несмотря на это, киево-печерские монахи с ними успешно борются, заставляя их служить себе: то они за ночь перемелют пять возов зерна, то переносят с берега Днепра тяжелые бревна. Сказочно-фантастический мир поверий и легенд изображается на фоне реальной исторической действительности XI–XII веков. В рассказах "Патерика" в качестве участников и очевидцев происходящих событий упоминаются многие древнерусские князья, излагаются события, известные по летописям, сообщается много фактов, характеризующих церковный и монастырский быт.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. "патерик", как вы понимаете термин, где и когда создавался "Киево-Печерский патерик"?
  2. Кто авторы "Патерика"? История его формирования.
  3. О чем пишет в своем послании Симон Поликарпу?
  4. На чем основано смирение Симона и в чем истоки его веры?
  5. О каких легендах и поверьях идет речь в произведении?
  6. В чем смысл легенды о двух враждовавших братьях Тите попе и Евагрии дьяконе?
  7. Покажите, как фантастические чудеса разворачиваются на фоне реальной монастырской жизни.
  8. Как в "Патерике" рассказывается о создании печерской церкви Святой Богородицы?
  9. Что говорится в "Патерике" о святом Георгии Чудотворце?
  10. "Патерика" появляются образы жестоких князей, жадных купцов, неправедных судий? Подтвердите это легендой о чернеце Прохоре.
  11. Как звучит в повествовании о славном прошлом монастыря тема общерусского патриотизма?
  12. В каких произведениях древней литературы звучит тот же гимн родине?
  13. Что, по вашему мнению, ценил А. С. Пушкин в рассказах о киево-печерских монахах, говоря в письме к П. А. Плетневу "о прелести простоты и вымысла" легенд о киевских чудотворцах?