Приглашаем посетить сайт

Фокеев А.Л.: Начало всех начал. Древнерусская литература
"Хождение Богородицы по мукам"

"Хождение Богородицы по мукам"

Нам представляется целесообразным предложить для ознакомительного чтения учащихся дополнительные информационные материалы, способствующие углубленному пониманию особенностей древнерусской литературы и расширяющие представление школьников о литературном процессе. Они могут быть использованы в подготовке к самостоятельному чтению предложенных произведений, а также в организации внеклассной работы.

***

В программе для школ с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев (под редакцией М. Б. Ладыгина) в разделе "Русская средневековая литература" учащимся 8 класса предлагается познакомиться с текстом переводного апокрифа "Хождение Богородицы по мукам" – национального варианта средневекового жанра видения, известного еще в литературе Киевской Руси.

В переводе с греческого слово "апокриф" означает "потаенный". Апокрифы — своеобразные легенды о персонажах библейской истории. Однако по своему сюжету они отличаются от тех, которые содержатся в библейских канонических книгах. Иногда в них по-другому рассматривалось происхождение мира, его устройство, выражались иные представления о конце света, вносились иные трактовки в образы святых, корректировался божественный ореол справедливости, сюжет дополнялся изображением социальных явлений жизни России, реальными образами времени.

Фрагменты апокрифической литературы входили и в произведения традиционных жанров — жития. Для художественных особенностей апокрифа характерно обилие чудес, фантастики, гиперболическое изображение явлений. В апокрифах рассказывалось об устройстве мира, о будущем, о жизни человека после смерти.

Древняя литература рисует картины возмездия, расплаты "в веке будущем" за поступки земной жизни. Этой теме посвящен апокриф "Хождение Богородицы по мукам".

"Святая Богородица хотела помолиться господу Богу нашему на горе Елеонской, чтобы во имя Отца и Сына и Святого духа сошел архангел Михаил и поведал о муке, небесной и земной. И когда известили о слове этом, архангел Михаил сошел с небес и четыреста ангелов с ним: сто с восточной стороны, сто — с западной, сто — с южной, сто — с северной. И поцеловали благодатную Михаил и ангелы, и сказал архангел: "Радуйся, завершение Отца, радуйся, обитель Сына, радуйся, похвала Святого духа, радуйся, стоящая всех выше у престола Божьего""1.

Потом Богородица в сопровождении архангела Михаила попадает в ад, где претерпевают муки за грехи свои в прошлой жизни грешники. Она видит огненную реку, "там было множество мужей и жен, все погружены в реку — одни до пояса, другие до подмышек, третьи по шею, а иные с головой". На вопрос Богородицы о причине такого наказания людей, архангел ей отвечает, это были близкие кумовья, "а меж собой враждовали, а другие блудотворили, за это здесь и мучаются"2.

Ее взору открылась и другая картина: "и святая увидела реку огненную, и словно кровь текла в той реке, которая затопила всю землю, а посреди ее вод — многих грешников. Увидев это, Богородица прослезилась и сказала: "В чем их грехи?"" "Это блудники и прелюбодеи, воры, тайно подслушивающие, что говорят близкие, беззаконники", — ответил ей апостол. Богородица обращается с просьбой к Господу помиловать грешников, но Господь ей отвечает: "Послушай, пресвятая, если кто-то из них сделал зло, но не покаялся в рабстве и снова они делали зло, когда не отплатили им за зло, и воздастся им по злобе их"3.

— клеветники, за ноги — развратники, из их уст исходят змеи, терзающие их же тела. Ленивцы, любители поспать пригвождены в аду к раскаленным кроватям. Нарушители клятв, дети, проклятые своими родителями, людоеды погружены в зависимости от тяжести совершенного греха в огненную реку: одни по грудь, другие по шею, а третьих огненные волны скрывают с головой. Ад расположен глубоко под землей и конкретно географически ориентирован на север, юг, запад — таким образом, это место не просто характеризуется общими понятиями мук, уготованных грешникам на том свете, таких как "мраз, скрежет зубов, червь неусыпный".

На юге увидела Богородица мучающихся в аду, "и было тут множество мужей и жен, и вопили они. И спросила благодатная архистратига: "Кто это такие?" И ответил архистратиг: "Это те, кто не веровали в отца и сына и святого духа, забыли Бога... И были одержимы злым бесом, и веровали, и до сих пор во мраке злом находятся, поэтому здесь так мучаются""4. В другом месте увидела она "тьму великую" и взмолилась, чтобы показали ей, что скрывается за этой тьмой. "И распалась тьма, и показалось семь небес, и было тут множество народу, мужей и жен, и доносился вопль сильный и плач. Увидев их, пресвятая Богородица воскликнула со слезами: "Что вы сделали, несчастные, окаянные, как попали вы сюда, недостойные?" И спросила святая Богородица, в чем их грех. И ответил Михаил: "Это те, кто не верил в отца и сына и святого духа, и в тебя, святая Богородица. Они не хотели проповедовать имени твоего... вот из-за этого и мучаются они там". И вновь заплакала святая Богородица и спросила их: "Почему вы впали в соблазны, разве не знаете, что вся тварь чтит мое имя?""5.

Все муки людские хотела увидеть Богородица и пошла она в сопровождении рати небесной на север. Богородица видит всех грешников, что живут неправедно, не следуют законам Евангелия. Говорит она: "О горе грешникам... Лучше таким грешникам и не рождаться". И хочет Богородица увидеть все муки грешников, их "великие мучения". И повели ее на восток. Около реки "была глубокая тьма; там лежало много мужей и жен. И вокруг клокотало, словно в котле и словно морские волны разбивались над грешниками, и когда волны вздымались, то погружались грешники на тысячу локтей не в силах сказать: "Праведный судья, помилуй нас"". Богородица готова войти в ад и мучиться вместе с христианами, потому что они назвались чадами сына ее. "Но сказал ей Михаил: "Будь в раю". И ответила пресвятая: "Молю тебя, чтобы ты позвал воинство семи небес и все воинство ангелов для того, чтобы помолиться за грешников, и пусть услышит нас господь Бог и помилует их"6.

В апокрифе представлен живой образ Богородицы, наделенной человеческими качествами. Она преисполнена сочувствия, любви и жалости к мучающимся грешникам. Ее сердце не может простить тех, кто предал и распял на кресте ее сына Иисуса. И все-таки она трижды вместе с небесным воинством умоляет Бога простить грешников. Она обращается даже к Михаилу с тем, чтобы он велел "всем припасть к невидимому отцу" и не подниматься, пока Бог не послушает всех, стоящих у престола, и не помилует грешников. И только на третий раз Господь соглашается послать своего сына Христа, "явить свое лицо грешникам". Христос дает им покой от Великого четверга до Пятидесятницы (восемь недель).

в канонической церковной литературе. Для художественного своеобразия произведения характерны занимательность содержания, яркость, конкретность, образность изложения, близость к фольклору. Вбирая в себя черты русской действительности, некоторые апокрифические сказания переходили в устное народное творчество, становясь достоянием фольклора.

Примечания

1. Памятники литературы Древней Руси: 12 век. М., 1980. С. 167

2. Памятники литературы Древней Руси: 12 век. М., 1980. С. 171

5. Памятники литературы Древней Руси: 12 век. М., 1980. С. 169

6. Памятники литературы Древней Руси: 12 век. М., 1980. С. 179