Приглашаем посетить сайт

Фокеев А.Л.: Начало всех начал. Древнерусская литература
Анонимность и историзм древнерусской литературы

Анонимность и историзм древнерусской литературы

Одной из особенностей древней литературы является ее анонимность. В отдельных памятниках авторы ставят свои подписи в конце рукописи, на полях, редко в заглавии произведения. Автор большинства произведений не известен, биографические сведения о древнерусских писателях незначительны. Индивидуальные особенности личности писателя не получили в древней литературе яркого проявления. Поскольку древнерусские произведения переписывались, с течением времени переписчики вносили в них изменения: менялась идейная направленность, характер и стиль, сокращался или распространялся текст. Таким образом, авторские тексты произведений сохранились лишь в последующих списках.

Характерной особенностью древнерусской литературы является также историзм. Героями выступают преимущественно исторические лица. Литература строго следует факту, даже вымышленные истории представляют из себя точные записи рассказов очевидцев или самих лиц. Ученые подчеркивают, что историзм древнерусской литературы носит специфический средневековый характер. Все описываемые события объясняются в древнерусских произведениях Божьим промыслом. Однако за всем этим просматривается живая история, носителем которой является русский народ.

Особенностью художественного творчества древнерусского писателя является и так называемый «литературный этикет». Это особая литературно-эстетическая регламентация, стремление подчинить изображение мира определенным принципам и правилам, раз и навсегда определить, что и как следует изображать. Понятие этикета разработано в исследованиях Д. С. Лихачева. Он отмечает, что литературный этикет «слагается:

2. Из представлений о том, как должно было вести себя действующее лицо сообразно своему положению;

3. Из представлений о том, какими словами должен описывать писатель совершающееся.

». Однако древнерусская литература развивалась и развивался литературный этикет. Возрастало личностное начало, расширялась социальная среда, и постепенно наблюдалось снижение роли литературного этикета. Д. С. Лихачев называет это явление увеличением «сектора свободы». Писатель стал неизмеримо свободней в выборе сюжетов и сюжетных ситуаций.