Приглашаем посетить сайт

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Протяжные, юмористические и сатирические песни.

ПРОТЯЖНЫЕ, ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ И САТИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Протяжные песни, с которыми сливаются сатирические и юмористические, представляют основную жанровую группу лирической поэзии. Об их главенствующем значении говорит и то, что именно их чаще всего называют традиционной лирикой.

Тематика протяжной лирической песни всеобъемлюща. Нет буквально ни одной темы, на которую бы народ не откликнулся своей песней. Песни рассказывают о том, как жил, трудился, радовался и страдал, любил и ненавидел, боролся и побеждал или погибал в борьбе простой русский человек. Песня правдиво рассказывала о жизни; она говорила о тех, кто, гонимый нуждой, уходил па заработки. Она говорила о крестьянском мире, общине, о бурлаках, чумаках, ямщиках, о тех, кто пытался выбиться из нужды, уйдя на отхожие заработки. Простые, рядовые люди дома, в родной деревне, и на чужбине — герои лирики. Песня показывает своих героев в семье, и это дает возможность обрисовать важнейшие черты семейного быта; она показывает героев и в общественном быту, в борьбе с социальным злом, с социальной несправедливостью, с угнетением.

Песенная лирика, о чем бы она ни говорила, останавливает внимание на лирическом несенном герое. Она любовно рисует образ песенного героя или песенной героини. Девица белолицая, румяная, с бровями черного соболя, с глазами ясного сокола, с длинной косой, статная; девица идет, как лебедь плывет, взглянет — рублем подарит, глазом поведет — семерых уведет — так рассказывает народная песня. Под стать ей и добрый молодец: русый, кудреватый, с соколиными очами. Таковы песенные герои народной лирики.

«сердце любит, но спросясь чужих людей». Девушка сравнивает (по песенному выражению «применяет») добра молодца с вольным соколом, с перстнями на своей руке, с дорогим жемчугом и т. д. Самые нежные сравнения, сравнения с самыми дорогими предметами мы находим в любовных лирических песнях.

Любовная лирическая песня раскрывает чистые, глубокие и ясные чувства, и это привлекает внимание к ней.

Наряду с песнями о глубокой и безмятежной любви в народной поэзии часто встречаются песни о горестной разлукег об измене. «Слышу — вижу, сам я догадался, что любишь иного... Я теперь тобой доволен, любить тебя полно...» — поется в таких песнях. Песни о разлуке, о горестной любви особенно богаты образными сравнениями (нередко заимствованными из мира растений и птиц), передающими чувства и переживания влюбленных. Несчастная любовь «разливает сухоту по белому лицу», заставляет ныть «ретивое сердечушко».

Очень часто любовная лирика, занимающая такое большое место в народной песенной поэзии, связывается с песнями о семье, о замужестве. Причиной разлуки влюбленных может явиться насильственный брак. О браке с волнением говорится в песне:

Неравно да замуж выйдется,

Либо вор, да либо пьяница,
Либо старый, да удушливый,
Либо младый, да несдружливый,
Либо ровня, да спесливая,

Неравный и насильственный брак — тема многих песен. В песенных сюжетах, раскрывающих раздор в семье, отражена реальная жизнь. Женщина, выданная насильно замуж, поет своему мужу колыбельную с пожеланием ему смерти г. Иногда в песне рассказывается о том, как жена мужа хочет извести, или муж мечтает о том, как бы его жену на легкой лодке, на червленом корабле в сине море унесло, да погодушка бы поднялась, чтобы не вернулась обратно постылая жена.

А. С. Пушкин в «Путешествии из Москвы в Петербург» писал: «Несчастие жизни семейной есть отличительная черта во нравах русского народа. Шлюсь на русские песни; обыкновенное их содержание: или жалобы красавицы, выданной замуж насильно, или упреки молодого мужа постылой жене».

Значительное место в песенной поэзии с тематикой семейной жизни уделяется описанию родственников мужа, отношений молодой жены с ними. Свекор, свекровь, деверья, золовки — на стороне мужа. По их приказу нередко муж «учит» жену (см. использованную Н. А. Некрасовым песню «Плетка свистнула, кровь пробрызнула»). Они неласково встречают женщину:

Уж как свекор говорит — раззоридомку ведут,
— к нам непряху ведут,
Деверья-то говорят — к нам бездельницу ведут,
А золовки-колотовки — к нам неряху ведут,
А сама-то, горюша, пригорюнилася... .

«Любовные» и «семейные» песни составляют основную массу протяжной песенной поэзии, но все же далеко не исчерпывают ее. Рекрутчина, солдатчина, бурлачество, ямщина, тюремное заключение, крепостное право, отходничество — все это отражается народной песенной поэзией. Именно эти песни отчетливее, чем любовные и семейные, выражают протест против существующей действительности. В песнях любовных и семейных чувство протеста пробуждалось самой правдивостью изображения жизни, с ее гнетом, обычаями, предрассудками; самое же изображение жизни обычно прямого протеста не содержало. Иное дело в лирических песнях, раскрывающих не столько личные взаимоотношения людей, сколько разные стороны общественной жизни, общественных отношений. В этих песнях нередко слышится прямой протест, прямое осуждение социального строя.

— люди обыкновенной крестьянской судьбы. Характерно, что даже портретное описание героя и героини в этих песнях остается в сущности таким же (меняется иногда лишь одежда). Так, совершенно в духе любовной и семейной лирики в песне о беглых молодце и девушке поется:

Хороша, девушка, уродилася:
Чернобровая, черноглазая,
Белолицая, круглолицая,

Черты традиционных песенных красавца и красавицы сохраняются в песнях с различной тематикой. Песня о правеже рассказывает, как с ранней зари на площади бьют батогами (палками) доброго молодца, правят с него долг; стоит на правеже молодец, стоит, качается, его русы кудри как жемчуг рассыпаются. Песня о разбойнике говорит, как темным лесом, чистым полем шел добрый молодец-разбойничек; у него очи ясна сокола, брови черна соболя, на нем кафтан хрущатой камки (камка — дорогая узорчатая ткань). Те же обобщенные, типические черты внешности, одежды несенных героев сохраняются в ямщицких песнях, песнях о крепостном праве и во многих других. Внешне образы героя и героини традиционных протяжных песен остаются теми же; меняются обстоятельства, при которых они показываются; от этого меняется и психологическая обрисовка образа. Песня в сущности создает тип простого, рядового человека, угнетаемого, живущего в условиях косного быта патриархальной деревни и старого русского города; рассказывает об обычных, типических для полуфеодальной России, обстоятельствах и случаях жизни.

Народная лирическая песня говорила о том, как жил народ. Жили люди — работали, страдали, любили. Любил красную девицу молодец, думал — чаял ее замуж взять. Беда приходит непрошенной — забривают молодца в солдаты, в рекрутах ходит молодец. Как о горе, о большой беде говорит народ в песнях о старом рекрутском наборе. Образ рекрута, забриваемого в солдаты, в народной песне рисуется как образ обездоленного человека, которого навсегда отрывают от его родной деревни, от родной семьи, от родных мест. Так же, как вышедшая замуж девушка, солдат — отрезанный ломоть. Двадцатипятилетняя служба исключала из крестьянской общины рекрута, и вполне естественно, что прощание с ним родных звучало как прощание на всю жизнь. Вот почему песни о забривании рекрута смыкались с песнями о пожизненном заключении и ссылке доброго молодца. Некоторые рекрутские и тюремные песни совершенно одинаково изображают увоз молодца из родной семьи.

Как берут меня, доброго молодца, во неволю,
Уж как вяжут добру молодцу белы руки,
— куют добру молодцу скоры ноги,
Везут — вез}'т добра молодца во город,
Отдают там доброго молодца в царскую службу.

Совпадение рекрутских и тюремно-невольничьих песен обусловлено обстоятельствами самой жизни. Во время рекрутского набора не только забривали (рекрутов брили, как и арестантов), но и связывали, а то и заковывали в кандалы.

Живет крестьянская семья в крепостной неволе. И ни день, пи час не могут крестьяне быть спокойны, уверены в том, что помещики не разлучат родителей с детьми, мужа с женой, брата с сестрой. «Калинушку с малинушкой водой позалило... не собравшись с разумом меня родна матушка замуж отдала...»— поется в девичьей песне. Скинется-сбросится пташкой молодая женщина на чужой стороне, прилетит пташка на родину, запоет под окном; услышит пташка горькую весть: всех родных ее помещик разлучает, раздает, рассылает в разные стороны.

Гнет и бесправие давили народ. Песни народа рассказывают об этом. Но они рассказывают и о том, как зрела ненависть к угнетателям, как рос протест. Так называемые «разбойничьи», удалые песни, образующие особую группу протяжных, существенно дополняют запечатленные лирикой картины жизни и быта народа.

Полные драматизма песни крестьянских волнений рассказывают:

Сиротец, удалец, горе-вдовкин сын!
Да ты спой, сирота, с горя песенку! —
— Хорошо песни петь, да пообедавши;
А и я ли, молодец, лег, — не ужинал,
По утру рано встал, — да ие завтракал;
Да плохой был обед, коли хлеба нет,
Нет ни хлеба, нет ни соли, нет ни кислых щей!

Я срублю ли, молодец, я иголочку...

Молодец, бежавший в темные леса или на широкие реки от нищеты, поборов и притеснений, — образ, вошедший в историческую песенную поэзию русского народа (см. в разделе «Исторические песни» циклы песен о Разине и о Пугачеве). Песни рассказывают, что «... следят да следят молодца-разбойничка царские разъезды, а сулят да сулят ему, разудалому, в Москве белокаменной палаты» Каменные палаты, которые готовят разбойнику, — образное обозначение тюрьмы и плахи. «Дубровушка», использованная А. С. Пушкиным в «Капитанской дочке», с наибольшей остротой рисует образ молодца, спасающего от преследования своих товарищей и смело отвечающего на допросе самому царю.

Песни о тюрьме, о рекрутчине, солдатчине, о крепостном праве, о крестьянских восстаниях раскрывают отношение народа к своему положению. Эти песни рисуют безрадостные картины жизни трудового народа и уже тем самым усиливают чувство ненависти к эксплуататорам.

Однако сводить всю песенную лирику к печальным песням, к «вою похоронному», как говорили, не приходится. Еще в 1834 г., как раз в то время, когда гнет крепостного права усиливался, В. Г. Белинский в «Литературных мечтаниях» писал, что русский народ знает «поэтические предания и вымыслы своей родины. Эти прекрасные песни, полные глубокой грусти, сладкой тоски и разгулья молодецкого...» .

«размет» души своей — сильной, богатырской; он с горечью и печалью говорил о тяготах жизни; он вместе с тем в ряде несен создавал сатирические образы тех, кто угнетал его. Созданные им сатирические песни о господах и духовенстве по своему характеру сливаются с сатирическими сказками, пословицами и загадками о барах и о попах.

Песни, как и другие жанры фольклора, раскрывают несоответствие поведения попа, монаха, монашки тем правилам, которые диктуются их духовным чином. Вместо молитвы у духовенства на уме веселые песни, скаканье-плясанье; вместо поста — желанье жирно и сладко поесть; вместо аскетической строгости поведения — любовные приключения (см. довольно разнообразные песни о чернеце, о черничке, о попе, пристающем к девушке, к женщине — например, «Полюбил меня молоденький попок...»).

Меньше, чем о попах, сохранилось сатирических песен о барах; видимо, сохранению и распространению их препятствовало то, что народная песня пелась хором, а хором петь песню, высмеивающую барина и барыню, было опасно — ее могли услышать и сами бары и их соглядатаи, а значит, за эти песни можно было пострадать. Возможно, что именно потому антибарские сатирические песни использовали иносказание — они создавались, как песни о птицах, о зверях, о насекомых. Такова, например, песня «о сове» («Сова моя, совушка, сова моя барыня») и ряд других, подобных ей г. Сохранилось интересное предание о том, что известная сатирическая песня о женитьбе комара на мухе («Как комар на мухе оженился»; существуют украинские и русские варианты ее) была создана в XVIII в. в связи с отношениями царицы Елизаветы Петровны с Алексеем Разумовским.

— знаменитая «Барыня», связанная с русской пляской. Текст «Барыни» имеет характер двустрочных рифмующихся стихов, сопровождаемых припевом: «Барыня, барыня, сударыня-барыня». По своим жанровым признакам «Барыня» относится к плясовым и игровым песням.

Наряду с песенной сатирой, направленной против угнетателей, существовали и другие шуточные и сатирические песни.

— иногда просто развлекательного характера. Не связаны с сатирой на господствующие классы и многие другие песни, изображающие различные бытовые комические ситуации.

Сравнительно большую и интересную по образам и содержанию группу представляют сатирические песни, высмеивающие недостатки людей, их пороки. В этих песнях подвергаются осмеянию лень, неряшливость, нежелание и неуменье работать, чрезмерное франтовство (как песня говорит: «модничанье») и т. п. Образ «Дуни-тонкопряхи» — нерадивой женщины, делающей такую пряжу, что ее и применить некуда, получил столь широкую известность, что стал почти нарицательным. Также широко известен образ жены-модницы («Купи, муж, обновку»), упрашивающей мужа продать лошадь и на вырученные деньги купить ей наряды; муж выполняет просьбу жены, а в результате жене-моднице приходится впрячься в телегу и везти ее вместо лошади; проученная этим жена просит продать обновы и вновь купить лошадь. Песни создают сатирические образы ленивого крестьянина («Мой муженька-работяженька» и др.), неряшливых женщин, неумелых хозяек и многие другие. Сатирическому осмеянию подвергаются и различные стороны сс- мсйно-бытовых отношений (отношения свекра и невестки, тещи и зятьев и др.). Бытовая песенная сатира, таким образом, является как бы особой гранью протяжных песен на темы общественного и семейного быта: то, что в протяжных песнях получает лирическое, иногда трагическое освещение, в юмористических и сатирических песнях дано в плане осмеяния. Тематическая общность протяжных, сатирических и юмористических песен порождена самой жизнью, правдивым изображением ее, типизацией в песенных образах действительности. Песенные образы, созданные традиционной народной лирикой, обобщают представления трудящихся масс о положительных и отрицательных качествах человека. Эти образы предстают постоянными типами традиционной народной лирики. Их нельзя назвать характерами, так как в образах песенных героев нет той сложной многогранности и, нередко, противоречивости психологии, какая характеризует литературных героев критического реализма. Но то, что песенные герои и персонажи являются типами, а не характерами, отнюдь не препятствует песне правдиво отображать действительность, показывать ее такой, как она есть. Жизненная правда раскрывается народной песней, по-своему обобщающей и типизирующей качества, поведение и действия человека.