Приглашаем посетить сайт

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Вопрос об авторе первоначального текста и проблема анонимности в фольклоре.

ВОПРОС ОБ АВТОРЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ТЕКСТА И ПРОБЛЕМА АНОНИМНОСТИ В ФОЛЬКЛОРЕ

Непрерывное творческое развитие и шлифовка произведений народного искусства объясняются особенностями творчества масс. Авторское произведение, начиная жить жизнью народной поэзии, становится частью ее, отрывается от имени своего автора. Только некоторые формы народной поэзии (например, на Востоке), включая имя автора в текст, сохраняют его.

Рождение народных песен на основе стихотворений, написанных поэтами, выразительно раскрывает процесс утери имени автора. Так вошли в народное творчество песни «Вниз по матушке по Волге», «Волга, реченька глубокая», «Вот мчится тройка удалая», «Вдоль по улице метелица метет...» и многие другие.

«Не слышно на палубе песен» поэта прошлого века Щербины, но народная память бережно хранит песню «Раскинулось море широко», восходящую к этому стихотворению; песня «Среди лесов дремучих», которую, по преданию, любил Чапаев, живет в народе, но ее никто уже не связывает со стихотворением «Погребение разбойника», с именами его автора — немецкого поэта Фрейлиграта и переводчика Ф. Миллера. Кто не любит песню «Славное море, священный Байкал!». Но давно исчез из памяти народа первоначальный текст и имя автора Дмитрия Давыдова, напечатавшего это стихотворение в 1858 г.

они нередко становились анонимными. Как видим, анонимность в народной поэзии объясняется своеобразием процесса устного бытования произведения и имеет совершенно другое основание, чем анонимность в литературе, где она вызывается нежеланием автора указать свое имя.

Конечно, анонимность произведения народного творчества отнюдь не означает, что они рождаются сами из себя, выявляя, как говорят идеалисты, мистический «дух народа». Народные сказы и песни создаются не «духом», а людьми, и нередко имена талантливых создателей и исполнителей фольклорных произведений памятны, знамениты. Многие мастера искусства русского и других народов не только исполняли традиционные народные произведения, но создавали новые. Нередко их импровизации подхватывались и передавались из уст в уста. Импровизации эти основываются на устойчивых традициях народного поэтического творчества, используют вошедшие в поэзию народа образы, сюжеты, поэтические приемы и остаются в пределах коллективного творчества. Импровизация — талантливое индивидуальное выражение коллективной народной поэзии. Эта сущность импровизации особенно ясно видна в фольклоре народов, у которых она лежит в основе ряда жанров. Только в тех случаях, когда импровизаторы выходили за их пределы, они становились творцами произведений, мастерами индивидуального искусства. Совершался переход от коллективной традиции творчества к литературной деятельности.

Наличие или отсутствие имени автора, таким образом, в известном смысле может рассматриваться для большинства произведений как внешний признак коллективного или индивидуального творчества.