Приглашаем посетить сайт

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Виды кукольного театра

ВИДЫ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА

Наиболее любимым и старым видом русского кукольного театра был «Петрушка» — разновидность театра кукол на пальцах. О том, что кукольный театр был известен еще в Киевской Руси, свидетельствует одна из фресок Софийского собора, на которой изображен кукольник, поднимающий занавес. О представлении кукольного театра — и именно «Петрушки» — в XVII в. свидетельствуют записки Олеария, посетившего Россию в 1636 г. Более поздние свидетельства — XIX— XX вв. — говорят, что театр Петрушки пользовался большой любовью и повсеместной популярностью. Перед зрителями под открытым небом ставили ширмы, за которые становился петрушечник. Петрушка — главный персонаж театра — появлялся перед зрителями, и спектакль нередко начинался с разговора с публикой. Зрители здоровались с «Петром Ивановичем», а он их спрашивал о местных делах и отвечал на их вопросы. В ходе представления нередко вводился диалог Петрушки и петрушечника. Такое введение главного персонажа кукольного театра — куклы — в круг людей позволяло вносить в представление актуальные вопросы, связывать традиционные сценки с местной жизнью, делать более острой и ощутимой сатиру, обращая се на тех, кто был зрителю хорошо знаком. Это, собственно, и вызывало запрещения представлять Петрушку и бывало причиной того, что петрушечника иной раз сажали «в холодную» (в тюремный острог) и изгоняли за пределы волости и уезда. В то же время связь представления кукольного театра с повседневной жизнью вызывала к «Петрушке» большую любовь, будила особое желание посмотреть его и поговорить с ним.

Содержанием представлений было изображение жизни и приключений Петрушки. Эпизоды его жизни различны — женитьба, покупка чего-либо, болезнь и т. п.; чаще всего эпизод строится как встреча Петрушки с каким-нибудь другим персонажем. Петрушка встречается с цыганом, который пытается обманом продать плохую лошадь — и за то несет справедливое наказание. Петрушка заболевает, его лечит «лекарь из-под каменного моста аптекарь» так, что Петрушка бьет его. Петрушку преследует полицейский; его, как и всех других, пытается обсчитать, обмерить, обвешать купец. Петрушка беззастенчиво бьет своей дубинкой и купца, и лекаря, и полицейского, и других персонажей театра. Его преследуют, он бежит. Его нагоняют и бьют. Его иногда даже убивают — но он не умирает. Звонкий голос с резким тембром, каким говорит Петрушка, непрерывно звучит в театре, пока идет представление.

Злободневность, острота представлений создали Петрушке славу. Образ его, подобно главным кукольным образам театра других народов (итальянский Пульчинелло, французский Полишинель, английский Понч, чешский Кашпарек и др.), вошел в число знаменитых созданий литературы и фольклора. Это отмечал А. М. Горький, ставя Петрушку в один ряд с такими художественно совершенными образами, как Фауст, Прометей, Микула Селянинович и др.

Со второй половины XVII в. (а возможно, с XVIII в.) в России (сначала на Украине, затем в Белоруссии и у русского населения) появляется театр «вертеп». Свое название этот театр получил потому, что первоначально одной из главнейших сцен, представляемых в нем, была сцена рождения Христа в вертепе (вертеп — пещера, скрытая от людей) и поклонения ему волхвов. Распространение вертепа было связано с обычаем славить Христа на святки. Воспитанники духовных училищ и семинарий, ходившие славить Христа, были одними из главных распространителей этого театра.

Генетически вертеп связан со школьными драмами, которые, как известно, слагались из сцен, изображающих эпизоды иа евангелия или библии и бытовых анекдотических сценок — «интермедий». Вертеп сохранил сочетание сцен поклонения волхвов Христу, избиения Иродом младенцев и других, подобных им, с комическими сценами, в которых действуют казак-запорожец, базарная торговка и др. Это сочетание определило самое устройство вертепного кукольного ящика.

Вертепный ящик делался с прорезами в полу сцены; по линиям прорезов двигают кукол, прикрепленных к проволокам. Ящик вертепа делился пополам по горизонтали. В верхней части ящика разыгрывали сцены духовного характера, в нижней— светского.

Вертепная рождественская драма известна не только в форме кукольного театра. Параллельно кукольному вертепу существовал так называемый «живой вертеп», разыгрываемый людьми. Пьесы кукольного и живого вертепа совпадали Так, наряду с «Иродовым действом» (избиением младенцев царем Иродом), представлявшемся в кукольном театре, на святках играли «Царя Ирода»

— театр картинок, показ которых сопровождался пояснениями раешника. Первоначально (видимо, в XVIII в.) картинки были библейского содержания — на сюжет грехопадения Адама и Евы (отсюда — «райское действо», «раек»). Постепенно к этим картинкам стали добавлять бытовые; они с течением времени заняли главенствующее место.

стихотворными пояснениями раешника, дающими сатирическую интерпретацию показываемого (например: «А вот, извольте видеть, город Рим, дворец Ватикан, всем дворцам великан... А вот город Париж, как туда приедешь, тотчас угоришь!.. Паша именитая знать ездит туда денежки мотать...»).

Раешный стих существовал и отдельно от театра, он был очень популярен и неоднократно применялся в народных сатирах.

Кукольный театр, наряду с народной драмой, был одним из важнейших видов народного театра; особенно активно жил театр Петрушки, который продолжал бытовать даже тогда, когда вертеп и раек прекратили свое существование. Он явился одним из важнейших источников профессионального кукольного театра.