Приглашаем посетить сайт

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Трудовые песни

ТРУДОВЫЕ ПЕСНИ

ЖАНРОВЫЙ СОСТАВ ПЕСЕННОЙ ЛИРИКИ

Крестьянская песенная лирика, сложившаяся в условиях феодальной Руси, неоднородна в жанровом отношении. Народные песенные жанры различны по своему назначению и в ряде случаев по своим формальным особенностям. Основными жанрами народной песенной лирики следует считать: трудовые песни, обрядовые песни, хороводные песни, протяжные, юмористиче- ческие и сатирические песни, игровые и плясовые песни, колыбельные и детские песни, песенные переделки стихотворений. Тематика песен разных жанров только отчасти специфична, в большинстве же своем темы песен разных жанров как бы перекрещиваются в своем разнообразии, порожденном различием жизненных обстоятельств дореформенного города и деревни. Образы народной лирики также являются общими для всех песенных жанров. Большие различия устанавливаются в поэтике, ритмике, композиционном строении песен и в том, где, при каких обстоятельствах и как исполняются песни разных жанров.

ТРУДОВЫЕ ПЕСНИ

Традиции трудовых песен — одной из древнейших форм народной поэзии — получили значительное развитие. Вошло в обычай сопровождать многие трудовые процессы песнями, по происхождению не трудовыми и исполняющимися в самых различных случаях жизни (например, пели разные лирические и эпические песни во время сенокоса или на «толоках» — коллективной помощи при выполнении какой-либо работы — рубки капусты и др.) Помимо этого, при исполнении некоторых работ пели особые припевки и песни, ритм которых организовывал движения работающих. Общеизвестным примером такой трудовой песни является бурлацкая «Дубинушка». Бурлаки, шедшие по берегу реки и тянувшие бечевой барку, создали песни-припевки, помогавшие им в работе. Пение таких песен давало возможность одновременно напрягать силы, выполняя тяжкую коллективную работу. То же назначение — объединить силы работающих в едином движении, в одновременном напряжении мускулов и энергии — имели песни рабочих на лесоразработках и лесосплавах. Аналогичны трудовые песни, созданные рабочими других профессий. Выразительный образец подобных трудовых песен описал А. М. Горький.

И-эх-ма, бра-атцы, дюжо жарко! И-эх!
Никому-то нас не жалко!
О-ой, дубинушка, У-ухнем!

Ой-е-ей, ой-е-ей, Дует ветер верховой!
Мы идём-о-ом босы, голодны,
Каменьс-о-ом ноги порваны.
Ты подда-а-ай, Микола, помочи,
Доведи-и-и, Микола, до ночи!
Эй, ухнем! Да ой, ухнем!
Ша-агай крепче, друже,
Ло-ожись в лямку тоже! Ой-ой, оё-ёй... .

Форма русских трудовых песен (т. е. песен, помогающих выполнить работу, включаемых в самый процесс труда, как его составной элемент) специфична. Назначение этих песен — быть сигналами для одновременности движений многих работающих— и отнесение каждой песни к отдельному движению привело к тому, что трудовая песня приобрела форму короткой припевки.

В некоторых случаях отдельные припевки связаны по содержанию друг с другом; но настоящего сюжетного развития, в котором бы четко обозначилась завязка действия, его развитие с кульминационным пунктом и развязкой, в трудовых песнях не было. Чаще песня-припевка имела совершенно самостоятельный характер и не была связана с другими, исполняемыми вместе с ней.

В трудовых песнях дается лишь констатация одного сюжетного положения, одного какого-либо момента упоминаемого происшествия.

в которых описывается действие, и выкрика-припева, во время которого и выполняется коллективная работа. Такое двучленное строение составных частей («куплетов») трудовых песен характерно для их композиции. Любой куплет «Дубинушки» представляет типический пример композиции трудовой песни:

Наша барка на мель села, —
Эй, ребята, берись смело,
Подернем, подернем, эй!

Содержание и образы бурлацких, лесорубных и т. п. трудовых песен часто связаны с характером выполняемых работ и с отдельными моментами их. Но сводить образы и темы песен только к трудовому процессу невозможно. В трудовых песнях довольно часто встречаются темы и образы общественного быта, нередко акцентируются моменты сексуального порядка, что затрудняло запись и публикацию песен сплавщиков, лесорубов, бурлаков.

В песенной поэзии трудовые песни занимают сравнительно скромное место; другие жанры народной лирики значительно разнообразнее, сюжетно полноценнее и богаче их.