Приглашаем посетить сайт

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Теория самозарождения

ТЕОРИЯ САМОЗАРОЖДЕНИЯ

В те же годы, когда возникла и развивалась теория заимствования, сформировалась теория самозарождения (иначе: антропологическая теория). Ей предшествовали исследования Бастиана и некоторых других ученых, которые разрабатывали на историческом и этнографическом материале проблему закономерности развития общественных отношений.

Проводимые во вновь открытых землях и у вновь открытых народов антропологические, этнографические, археологические разыскания ввели в научный оборот материалы, которые поставили перед учеными новые вопросы. У народов, никогда не имевших связей друг с другом, находившихся на разных материках, были обнаружены предметы материальной культуры и создания духовной культуры, имевшие много общего. Эту общность фольклора нельзя было объяснить при таких условиях заимствованием. Невозможно было также объяснить эту общность и происхождением от индоевропейского прамифа — вновь открытые народы входили в другие семьи, не были индоевропейцами. Новые данные науки ломали рамки сложившихся теорий, требовали новых объяснений. Такие объяснения дала теория самозарождения, основы которой заложил Э. Тейлор (1832 — 1917). Еще в 60-годах Тейлор издал книгу «Изыскания о древней истории человечества», в которой четко наметил положения, развитые им позже в знаменитом труде «Первобытная культура» {1871) . Обнаружив общность материальной и духовной культуры у народов, никак не связанных друг с другом, Тейлор сделал вывод о закономерном единстве путей всего человечества. Духовная культура, искусство людей на каждом этапе соответствуют их материальной культуре. Каждый народ, проходя определенные стадии культурного развития, создает свои произведения искусства самостоятельно. В период, когда человек изобретает каменный топор, он создает одни произведения искусства, когда открывает железо — другие и т. д.

Правильное утверждение закономерности развития культуры человечества, однако, не было верно объяснено Тейлором и его единомышленниками. Тейлор искал обоснования установленного факта не в материальной действительности, не в развитии производительных сил и производственных отношений, а в человеческой природе, в общности психики и мышления людей. Такое обоснование закономерностей в развитии фольклора позволило Тейлору включать в свои разыскания и мифологические объяснения. Тейлор давал этим объяснениям только несколько другое по сравнению с трудами сторонников мифологической школы направление: он считал мифологические элементы вторичными, развивающимися на единой психической основе и в результате единого первобытного мировоззрения. Тем не менее мифологический смысл многих сказаний и песен ему представлялся бесспорным: истолкования фольклора Тейлором в ряде случаев совпадали с солярной теорией Макса Мюллера. Очень большое внимание Тейлор уделял вопросам первобытного религиозного мировоззрения (одухотворения явлений природы) и магии. Он разработал вопросы первобытной магии, обрядов и обрядовой поэзии, охарактеризовав их как необходимый элемент культуры на ранних стадиях развития человеческого общества.

Значительное место в работе Тейлора занял вопрос о пережитках. Анализируя культуру цивилизованных народов, Э. Тейлор обнаружил в их повседневном быте, обычаях, привычках такие элементы, которые возникли еще в первобытном обществе; они пережиточно сохранялись и воздействовали на психику людей и на стадии цивилизации.

Ланга) оказали заметное воздействие на русских этнографов. С глубоким вниманием к трудам антропологической школы отнесся А. Н. Веселовский. Учение этой школы стало одним из элементов основы теории исторической (эволюционной) поэтики, созданной А. Н. Веселовским.