Приглашаем посетить сайт

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Тема патриотизма в исторических песнях XVIII в. Солдатские исторические песни.

ТЕМА ПАТРИОТИЗМА В ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕСНЯХ XVIII В.

СОЛДАТСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Наряду со все большим обострением классовых противоречий зрело и развивалось искони существовавшее чувство любви к родине, преданность ей. Потому и события внешней политики начала XVIII в. вошли в историческую песенную поэзию народа, как события, отвечающие основным жизненным нуждам и потребностям, осуществляемые самими народными массами под руководством Петра Великого. Характерно, что, например, Северная война (и в частности Полтавская баталия) изображается как война, проводимая народом. В центре исторических песен о Северной войне стоит собирательный образ самоотверженной- солдатской массы. Песнь противопоставляет солдат генералам. Когда Петр I спрашивает генералов, как брать Шлиссельбург- Орешек, генералы пугаются и предлагают отступить. Другой ответ получил Петр от солдат:

Что не ярые пчелушки во улье зашумели,

Мы не будем ли от города отступати,
А будем мы его белой грудью брати»

Та же солдатская масса — основной персонаж песни о взятии Риги. В этой песне сохранились отголоски исторической песни о взятии Казани: под стену города ставят бочку с порохом; на нее прикрепляют и зажигают свечу; догоревшая свеча взрывает порох, взрыв уничтожает стену. Но песня петровского времени не знает пушкаря, противостоящего Грозному царю. Она рассказывает о героическом походе солдат Семеновского полка, взявших Ригу и поздравивших царя Петра «с крепким городом» .

Наиболее полно образ самоотверженной солдатской массы петровского времени запечатлен в песне о Полтавской битве. Героическое поведение русского войска, определившее победу в войне, воскресило в памяти традиционный образ русской поэзии — уподобление боя пашне. Песня завершена словами:


Из мелкого ружья — из мушкета.
Не крупен чеснок рассыпался:
Смешалася шведская сила.

Распахана шведская пашня, Распахана солдатской белой грудью; Орана шведская пашня Солдатскими ногами; Воронёна шведская нашня Солдатскими руками; Посеяна новая нашня Солдатскими головами;

́вана новая пашня
Горячей солдатской кровью.

Традиции солдатской исторической песни, выработанные в начале XVIII в., получают развитие во второй его половине и в XIX столетии. Образ солдат и полководца, возглавляющего солдат в походе и дающего образец стойкости, мужества, презрения к смерти, разрабатывается и в песнях середины XVIII в., в частности в песнях о войне, среди которых имеются такие интересные и ценные произведения, как песня о Краснощекове , о Захаре Чернышеве в плену и др. И так же, как в цикле песен начала XVIII в., среди этих песен многие отмечают тяжесть солдатской доли: нет горчей полыни во чистом поле — «А еще того горчее — служба царская!» .

Песни начала XVIII в. по форме продолжают традиции народной лирики. В них широко используются параллелизм образов, сжатые и развернутые сравнения переживаний и действий человека с явлениями природы, устойчивые символы, дающие образную характеристику героев исторической песни, постоянные эпитеты, уменьшительно-ласкательные окончания -в ряде слов и т. п. Тоническое стихосложение и отсутствие рифмовки — черты, общие для лирической и военно-бытовой исторической песни того времени.

Но уже в середине XVIII столетия намечается появление новых черт и в солдатской песне о походах и исторических героях. В городской и солдатской среде появляются песни с чередованием рифм и силлабо-тоническим стихосложением. Примером таких песен могут служить некоторые песни об А. В. Суворове. Можно думать, что первоначальное развитие новая форма рифмованной песни получила в солдатской среде в силу объективных причин. Построение песни двусложным размером с рифмовкой, четко отделяющей строки друг от друга, стимулировалось потребностью создать походные песни — т. е. песни, певшиеся «под ногу», в которых шаг солдатского строя •определял ритмику стиха. Такова, например, песня о битве при Грос-Егерсдорфе — «Как не пыль в поле пылит, пруссак с армией валит». Такова песня о Суворове, который не испугался турецкой силы, все сметающей в наступлении, и победил ее. В одной из песен о Суворове есть такие характерные по содержанию и по ритму для этой группы песен строки:


Свою силу утверждал,

Короля во полон брал

стихотворной поэзии. В XIX в. солдатская рифмованная песня стала основным видом исторической песенной поэзии народа.

«царской персонушке», пугливой, нерасторопной, несообразительной. Истинным героем солдатской исторической песни о походах в горы Забалканские, о походах под Бендеры, к Очакову и т. д. предстает Суворов, а в ряде песен — Потемкин. Суворов утешает и ободряет русскую землю, взгоревавшуюся от угрозы султана турецкого покорить ее. Суворов же успокаивает царицу, в испуге всплеснувшую ручками белыми при получении грозного письма от короля шведского, прусского или турецкого, требовавших сдаться без боя, «тому-то королю покоритися». Песня «Пишет, пишет король шведский» (или прусский) становится одной из самых известных, содержащих характерное противопоставление народного полководца царю, который не внушает ни доверия, ни уважения.