Приглашаем посетить сайт

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Сперанский. Сборник братьев Соколовых

Сперанский. Сборник братьев Соколовых

К специальному исследованию духовных стихов, используя методологию исторической школы, обращается крупный специалист по древней русской литературе и народному творчеству М. Н. Сперанский: Сперанский ввел в свои исследования географический и временной моменты. Анализируя творчество двух певцов духовных стихов, он по репертуару, строению стиха, по характеру рифмы устанавливает принадлежность певцов к южнорусской школе калик, сохранившей стихи позднего периода.

Ряд исследователей выполнял подобные же разыскания в области песен и других жанров народного творчества.

Среди работ, осуществлявшихся в первые десятилетия XX в., большое научное значение имели экспедиции, проведенные по инициативе В. Ф. Миллера братьями Б. М. и Ю. М. Соколовыми в Белозерском и Кирилловском уездах Новгородской губернии в 1908 и 1909 гг. В 1915 г. материалы собранные ими, были изданы отдельной книгой — «Сказки и песни Белозерского края», — вызвавшей единогласные положительные отзывы в специальной научной и в широкой печати.

«специальных поездок в Белозерский край послужило получение сведений, или скорее намеков на существование каких-то остатков эпической поэзии в этом крае» Однако основное содержание сборника составили сказки (163 номера), лирические и обрядовые песни. Включение в сборник частушек, романсов, песенных переделок стихов поэтов и отношение к ним как к материалу, равноценному традиционной лирике и эпическим произведениям, явилось отражением появившегося в науке начала XX в. интереса к современным процессам в фольклоре. Показ современной жизни и творчества крестьян (а не поиски предполагаемых истоков бытующих песен и сказаний) определил профиль книги. Сборник братьев Соколовых давал представление о деревне Белозерского края после революции 1905 г., говорил о современности, восставал против архаизации быта и культуры, ставил задачей выявить ценный репертуар деревни, — в этом было его основное общественное значение; поэтому он был так высоко оценен представителями прогрессивной науки и в то же время вызвал цензурные запреты, в результате которых он был допущен исключительно к ограниченному пользованию с узко научными целями.

Характерны для работы молодых ученых статьи, открывающие сборник. Специальные очерки — «Остатки былин и исторических песен в Белозерском крае», «Краткий очерк местного говора», «Сказочники и их сказки» — неотделимы от очерков общего характера: «За сказками и песнями (из путевых впечатлений)», «Белозерская деревня и ее быт». В высказываниях по общественным вопросам, содержащимся в статьях Б. М. и Ю. М. Соколовых, много нечеткого, нет ясного понимания сущности происходившей классовой борьбы, видны иллюзии либерально-демократической интеллигенции. И вместе с тем в них звучит правдивый голос современности — они порождены реальной жизнью трудовой деревни, с которой соприкоснулись молодые собиратели фольклора. Эта реальная жизнь заставила братьев Соколовых отмечать многие прогрессивные явления — и появившуюся в белозерской деревне жажду знания, грамоты, книг, и интерес к аграрным реформам, и положительную роль городских центров, в которых формировался, рос, боролся пролетариат. Через фольклор стремились увидеть современную жизнь и понять запросы и нужды крестьянства студенты-исследователи братья Соколовы. Они писали: «Жизнь движется вперед, — важно наблюдать ее изменяющийся ход. Поэтому, записывая вековые старинки, традиционные сказки, долгие древние песни, мы одинаково обращали большое внимание и на новые обряды, новые сказочные формулы, новые песни. В собранном нами материале можно найти выражение новых вкусов, стремлений и надежд современного крестьянина.

Пожелаем же мы Белозерской деревне еще более мощного и скорого движения вперед при развитии свободной самодеятельности и широкого просвещения» .

Сборник фольклорных материалов, изданный в годы первой мировой войны Б. М. и Ю. М. Соколовыми, давал правдивые данные о состоянии деревни в первые годы после поражения революции 1905 г. Отмечая несомненное значение этого сборника, все же надо указать и на его недостатки. Идя вслед за своими учителями, воспринимая от них ошибочные положения исторической школы, доказывавшие аристократическое происхождение эпоса, недооценивавшие коллективность народного творчества, преувеличивавшие роль личности сказителя, сказочника, певца и, по существу, отождествляющие их с поэтом, писателем, — Б. М. и 10. М. Соколовы допускали серьезные ошибки. Эти их ошибки, как ошибки всей исторической школы, были вскрыты много позднее, только после Великой Октябрьской революции. Ошибки, сделанные бр. Соколовыми, конечно, уменьшают значение их труда. И все же «Сказки и песни Белозерского края» явились ценным вкладом в науку о народном творчестве.

—XX вв., разрабатывала вопросы теории фольклора и вводила в научный оборот новые ценные материалы. Представляемая после смерти В. Ф. Миллера (1913) такими различными учеными, как В. А. Келтуяла, С. К. Шамбинаго, А. В. Марков, П. В. Васильев, братья Соколовы, эта школа продолжала свою деятельность и после революции, — вплоть до 1936 г., когда была раскрыта порочность теории аристократического происхождения фольклора.