Приглашаем посетить сайт

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Состав календарной поэзии и ее особенности

СОСТАВ КАЛЕНДАРНОЙ ПОЭЗИИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Календарные обряды включают различные жанры народнопоэтического творчества: пословицы, поговорки, заговоры, присловья, песни и пр. Особый интерес имеют обрядовые песни, высокохудожественные и разнообразные по тематике. Круг песен, включаемых в обряд, значительно шире понятия «обрядовая лирика». Большинство песен, исполняемых во время обрядов, по происхождению и характеру не являются обрядовыми. Это обычные лирические песии, особенно любимые, а потому с охотой исполняемые при первом удобном случае. Во второй половине XIX и в начале XX в., когда календарный обряд стал приобретать игровой характер, к обряду нередко прикрепляли лирические песни, тематически отвечающие обряду. Например, в начале XX в. весенней песней (при выгоне скота в поле) стал романс XVIII в. «Сережа-пастушок», а жнивной — «Раз полоску Маша жала».

Необрядовые по происхождению песни тесно сплетались с обрядовыми; художественная форма тех и других подчас почти не различалась. Особенностью календарных обрядовых песен являлось обилие образов, связанных с заклятием плодородия, с пожеланием благополучия в хозяйстве, с трудовой деятельностью человека. Учитывая это, в обзоре обрядовых несен будет отмечена только своеобразная образность обрядовой лирики; общие же для обрядовой и необрядовой поэзии черты поэтики исследуются в главе о народной лирической песне.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ХАРАКТЕР ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОГО КАЛЕНДАРЯ

основная тема произведений весенне-летнего периода календаря — полевые работы.

В эти темы органически входят наблюдения над природой, отражающие стремление предугадать грядущее. Большое место при этом занимают наблюдения над состоянием солнца в разные периоды года. Народные поговорки и приметы, относящиеся к октябрю—ноябрю, отмечали становление зимы и во многих случаях пытались предугадать, будет она суровой или мягкой; поговорки и приметы декабря — февраля ориентировали уже на то, какими будут весна и лето; приметы весенне-летнего периода отмечали предстоящую солнечную погоду или дожди, тепло или холод и пытались предугадать, какой будет урожай. Примечали также, какая погода будет в ближайшие дни. Например, говорили: «Иней на деревьях — к морозу, туман — к теплу»; «Солнце зимой морозит, летом греет»; «Зимой вокруг луны круг — к морозу, ясные звезды — на холод» и т. д.

Используя имена церковных святцев как указание на число месяца, крестьяне создали своеобразный календарь сроков работы, указатель погоды. Так, о 30 октября, когда во многих местах России устанавливался санный путь, говорили: «На Осию колесо прощается с осью»; во второй половине ноября понижалась температура, народ примечал: «На Студита (Федор Студит — 26 ноября) стужа, что ни день — лютей да хуже»; о зимнем солнцевороте говорили: «С Спиридония-солнцеворота (25 декабря) солнце на лето, зима на мороз поворачивает».

21 февраля отмечали поговоркой: «На Захария Серповидца гляди серпы на лето», 18 марта называли днем Конона-огородника (по церковным святцам — Конона Градиря) и говорили: «На Конона копай грядку» и т. д. Имена святых в народном календаре были использованы как замена числа и месяца и получали бытовое осмысление. В результате к именам святых присоединялись прозвища, характеризующие или этот период года, или работу, начинающуюся в данное время, или какие-либо бытовые черты. Так, Параскева Пятница (11 ноября) называлась Параскевой Льняницей (начиналась обработка льна), Грязнихой (из-за грязи, бывшей в это время года); Евдокия, в народной огласовке Авдотья, получала прозвище Подмочи порог (14 марта начинались оттепели, около крыльца появлялись лужи), Плющихи (снег «сплющивается» под весенним солнцем); Елена (Алена: «Сей лен на Ален» — 3 июня) стала зваться Льняницей; Ирина (Орина) — Рассадницей, так как в это время высаживали рассаду; Никита — Репорезом (убирали репу) и Гусепролетом (улетали гуси) и т. д.