Приглашаем посетить сайт

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Сборники сказок. Русский героический эпос и исторические песни

Сборники сказок. Русский героический эпос и исторические песни

Сборники сказок XVIII в. в значительно меньшей мере содержат подлинный материал, чем сборники песен. В большинстве случаев тексты сказок перерабатывали, приближая их к авантюрно-рыцарской литературной повести. Однако и сборники сказок дают материал, позволяющий судить о жанрах сказочного эпоса. Наиболее значителен среди сборников XVIII в. сборник В. И. Левшина «Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие, оставшиеся через пересказывание в памяти приключения» (части 1—10, М., 1780 — 1783). В сборнике Левшина пересказаны и обработаны материалы русских сказок и былин наряду с чисто литературными зарубежными текстами. Три сказки этого сборника («Сказка о племяннике Фомке», «Сказка о воре Тимошке», «Сказка о Цыгане») близки подлинным русским сказкам. Отдельные сказки, близкие к подлинным фольклорным, публиковались и в других сборниках (такова, например, сказка о дурне Шарине, представляющая свод анекдотов о набитых дураках, напечатанная в книге «Старая погудка на новый лад или полное собрание простонародных сказок»). Особенно интересен сборник В. С. Березайского «Анекдоты древних пошехонцев» (1798 г., переиздан в 1821 г.). В нем сюжеты народных сказок о глупцах излагаются достаточно точно, объединены в общем повествовании.

Русский героических эпос и исторические песни представлены отдельными записями, напечатанными в сборнике Чулкова и, кроме того, составляют особый сборник «Древние российские стихотворения» Кирши Данилова. Материалы сборника Кирши Данилова имеют мировое значение, как первые подлинные записи былин и исторических песен. Кто такой был Кирша Данилов — точно неизвестно. Предполагают, что он был уральским казаком; некоторые же ученые (например, В. Ф. Миллер) считают, что это имя связывается со сборником былин без достаточных оснований (титульный лист, на котором якобы значилось это имя, утерян; имя Кирши Данилова закрепилось за сборником со слов первого его издателя — А. Ф. Якубовича, единственного из издателей книги, кто видел титульный лист.)

«О селе Романовске, а ныне называют с чего Преображенским» (вошедшей в сборник под названием «Никите Романовичу дано село Преображенское»), свидетельствует, что записи делались в приуральских западносибирских районах. В 1804 г. 26 текстов сборника было опубликовано в книге, названной «Древние российские стихотворения» (редактировал издание А. Ф. Якубович). После издания 1804 г. граф Н. П. Румянцев приобрел рукопись и поручил издание ее известному ученому К. Ф. Калайдовичу. Второе издание было более полным и называлось: «Древние Российские Стихотворения, собранные Киршею Даниловым и вторично изданные, с прибавлением 35 песен и сказок, доселе неизвестных, и нот для напева» (М., 1818). Во второе издание сборника не вошли 7 скоморошьих песен, духовный стих о голубиной книге и сатирический текст «Из монастыря Боголюбова». После второго издания сборника рукопись была потеряна и вновь обнаружена только в 1894 г. в частном архиве кн. Долгорукова. Первое полное научное издание сборника было осуществлено в 1901 г. («Сборник Кирши Данилова». Издание имп. Публичной библиотеки по рукописи, пожертвованной в библиотеку кн. М. Р. Долгоруким, под ре- дакциею П. Н. Шеффера, с фототипическим снимком, СПб., 1901).