Приглашаем посетить сайт

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Религиозные суеверия в календарных обрядах

РЕЛИГИОЗНЫЕ СУЕВЕРИЯ В КАЛЕНДАРНЫХ ОБРЯДАХ

Однако, несмотря на явно выраженную в народном сельскохозяйственном календаре трудовую основу, несмотря на то, что в нем главным является практический опыт земледельца, согласовывающего свою работу с погодой и учитывающего климатические и географические особенности, — считать календарный фольклор частью метеорологии, агротехники и тому подобных наук неправильно. Народный календарь не дает научного объяснения наблюдаемым фактам, а только фиксирует их, наблюдая причину и следствие в явлениях природы. Надо также учесть, что в ряде случаев непонимание сущности явления приводило народ к ошибочному толкованию и восприятию следствия как причины. Так, кажущееся движение Солнца вокруг Земли привело к созданию легенды о неподвижном положении Земли («Земля стоит на трех китах»), вокруг которой ходят Солнце, месяц, звезды. Прилет птиц весной создает легенду, что птицы приносят весну, в то время как наступление весны вызывает перелет птиц и т. д. Тормозящую роль в развитии народных знаний при этом играла религия, которая ложно истолковывала явления природы, социальной, общественной жизни и деятельности людей. С суеверными, а следовательно религиозными, истолкованиями происходящего связаны разнообразные, большей частью магические в своих истоках обряды. Реакционную роль играло не только христианство с характерной для него отвлеченностью религиозных идей и проповедью аскетизма, но и более ранние формы религии, сохранявшиеся в пережитках у русских вплоть до революции. Однако большинство обрядов в связи с развитием народной культуры теряло свой первоначальный смысл, перерождалось, делалось обычным праздничным развлечением главным образом молодежи. Познание действительности разрушало религию, магические действия теряли всякий смысл. Религиозно- обрядовое отношение исчезало с появлением действительного господства человека над силами природы. Уже в XIX в. большая часть произведений русского календарного фольклора представляла игры, праздничные забавы и развлечения, а не религиозные магические обряды.

ПОГОДНАЯ ОБРЯДНОСТЬ

«возрождением» солнца — источника света и тепла. В условиях средней и северной России исконным новогодним периодом крестьянского календаря следует считать время зимнего солнцеворота, совпадавшее с христианским праздником рождества Христова и крещения (25 декабря и 6 января по старому стилю). Официально праздновавшиеся на Руси мартовский (1 марта) новый год и сентябрьский не являлись народными, так как были привнесены с введением христианства (новый год 1 марта) или обосновывались текстом священного писания («церковный» новый год 1 сентября) и соответствовали срокам начала и конца полевых работ в средиземноморской полосе, где создавались книги «священного писания», с которыми связывались эти даты. Среднерусским и севернорусским областям 1 марта и 1 сентября как новогодние даты не соответствовали, так как в этих местностях полевые работы начинались около 1 мая, а оканчивались к 1 октября.

Значение января для русского земледельческого населения раскрывается в народном названии его «Просинец», как русские именовали январь, значит — «светлеющий», т. е. время, связанное с первоначальным возрождением солнца — с начальной датой света, тепла, обусловливающих грядущий труд в полях и получаемый урожай.

Новогодние обряды первоначально имели характер магических действий, определяющих судьбы крестьянского хозяйства в продолжение всего года (так называемая «магия первого дня»). Практическое назначение обрядовых действий обусловило распространение их на все отрасли хозяйства, на людей, домашний скот, домашнюю птицу. Новогодние обряды должны были раскрыть будущее, предохранить от бедствий, увеличить благосостояние и принести счастье.

Русские новогодние праздники имеют свои особенности. Деревенское население собиралось на «посиделки» («вечорки», «игрища» и т. д.), играли в разные игры, пели песни и танцевали, гадали, колядовали. Песни, исполнявшиеся на посиделках, не относились к обрядовым. Это были обычные протяжные- игровые, круговые лирические песни, иногда инсценировавшиеся на святках. Собственно новогодними песнями следует считать подблюдные и колядки.