Приглашаем посетить сайт

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Реалистичность народного творчества.

РЕАЛИСТИЧНОСТЬ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Термин «реализм» обычно употребляется двояко: 1) расширительно, как обозначение жизненной правдивости изображаемых в искусстве явлений, и 2) как обозначение литературного направления и творческого метода писателей.

Так как народное творчество правдиво отражает действительность и в нем даже фантастические образы своеобразно связаны с конкретной исторической обстановкой жизни людейг есть все реновация говорить о реалистическом характере фольклора (т. е. применять термин «реализм» как обозначение жизненной правдивости изображаемого). Вместе с тем нельзя применять к традиционному народному творчеству термин «реализм», понимаемый как творческий метод и как литературное направление.

— это не только жизненная правдивость деталей, но и типические характеры в типических обстоятельствах. Типический характер предполагает изображение человека как представителя определенной социальной среды и определенной эпохи во всем его неповторимом индивидуальном своеобразии — с присущими ему противоречиями, достоинствами и недостатками, особенностями психики и т. д.

— один и тот же в разных сказках; разные прозвища его — крестьянский сын, дурак, царевич и др. — лишь варьируют детали образа, но не меняют его сущности. В традиционной протяжной песне не только в пределах одной группы, но и и разных: семейных, любовных, разбойничьих — одни и те же образы доброго молодца, девушки-красавицы и др. То же наблюдается и в других жанрах фольклора. Поэтому в фольклоре становится возможным то, чему нет и не может быть места в литературе — контаминация однородных произведений (полное или частичное их объединение, создание на их основе нового текста), группировка их вокруг постоянного героя сказки, песни, эпоса.

Обобщенные образы народного творчества действуют в обобщенно рисуемых условиях жизни. Обстоятельства места и действия в фольклоре чаще всего не содержат локальных или узко конкретных признаков, а имеют общие родовые черты (ср., например: «у куста было у ракитова, у ключа было у сту- денова»; «у колодезя у глубокого»; «во темном лесу в самой чаще стоял дом»).

Таким образом, жизненная правдивость, как мы вправе сказать — реалистичность, — в фольклоре раскрывается не путем индивидуализации рисуемых образов, действующих в конкретной обстановке и на исторически определенном отрезке времени, а через обобщение образов, сочетаемое с обобщением локальных и временных признаков.