Приглашаем посетить сайт

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
И. Г. Прыжов

И. Г. Прыжов

Трагичной была судьба и другого демократа 60—70-х годов XIX в. И. Г. Прыжова, также погибшего в ссылке.

Прыжов был близок кружку «вертепников», в который входили П. Н. Рыбников и Г1. С. Ефименко. Выходец из бедной семьи (в автобиографии он вспоминал, что по плечам его дяди и тетки — крестьян — гулял кнут в крепостной деревне), он должен был преодолеть большие препятствия, чтобы получить среднее и высшее образование. В год реформы Прыжов принимал активное участие в волнениях студенчества Московского университета. Закончить университет ему, как и Худякову, не пришлось. Народное творчество Прыжова увлекало, как важнейший материал для понимания жизни народа. Задумав написать историю народа, И. Г. Прыжов отправился по деревням собирать сведения о народном быте и народной поэзии. Он составил план изучения собранных материалов. План состоял из трех пунктов. Первый гласил: «Поп и монах, как первые враги культуры человека» (для этого раздела Прыжов собрал множество антипоповских сказок, уничтоженных им перед арестом). Изучение этой темы И. Г. Прыжов провел, но подготовленную им работу цензура не разрешила напечатать.

Второй пункт плана был таков: «История крепостного права, преимущественно по свидетельству народа». От разработки этой темы Прыжов из цензурных соображений отказался.

«История свободы в России». На эту тему И. Г. Прыжов частично написал исследование, но в 1862 г., ожидая обыска, сжег написанное.

В 1868 г. Прыжов сблизился с революционным кружком нечаевцев и стал вести пропагандистскую работу среди студентов университета и московских фабричных рабочих. В это время он продолжал собирать фольклор и широко использовал его в революционной работе. В 1869 г. Прыжов был арестован, а в 1871 г. осужден и отправлен на каторгу в Сибирь.

Исследования И. Г. Прыжова (среди них особенно значительна «История кабаков на Руси») не посвящаются специально проблемам фольклора. Очерки и статьи И. Г. Прыжова рисуют картины быта, анализируют жизнь народа и по мере надобности вводят фольклорный материал. Все его работы как бы полемически направлены против академического рассмотрения сюжетов, тем, образов народной поэзии. Народные сказки и песни волновали И. Г. Прыжова не как материал народного искусства, а как одна из разновидностей документов, показывающих бедственное положение народа. Он сам говорил, что его цель собрать воедино «все слезы, всю кровь, весь пот, пролитые когда- либо народом» Этой цели он и подчинил сбор и рассмотрение фольклора.

Салтыкове-Щедрине, эти традиции сохранились в очерках писателей-разночинцев (Решетникова, Левитова, Николая Успенского и др.). Взгляды революционных демократов на народное творчество продолжали жить. Их воздействие в той или иной мере в ряде случаев испытывала и академическая и университетская наука, специально разрабатывавшая проблемы фольклора.