Приглашаем посетить сайт

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Исторические песни о Степане Разине.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ О СТЕПАНЕ РАЗИНЕ

Большинство исторических песен о Разине (о казачьем круге, о походе по Волге-реке, о казни Разина, о разинцах и др.) имеет характер хоровых песен и сливается с песнями социального протеста. Разинский цикл песен втягивал в себя многие крестьянские и казачьи лирические песни, первоначально по всем данным не относившиеся к нему. В результате этот цикл песенной поэзии стал повествовать о крестьянских восстаниях: в целом. Самый же образ Разина и разинцев, трактуемый как образ героических народных борцов против угнетения и закрепощения народных масс, прошел через века, слившись в XVIII столетии с образом Емельяна Пугачева и воспринимаясь в последующие столетия как выражение вольнолюбия и непокорности народных масс.

Песни о Разине и разинцах историчны в своей основе прежде всего потому, что в них правдиво запечатлелась жизнь крестьянства, казачества и посадского населения конца XVII в. Уложение 1649 г., отменившее сроки сыска беглых, окончательно завершило процесс закабаления крестьян и в значительной мере обусловило бегство крестьян в районы Дона и Поволжья, ставшие очагами крестьянской войны XVII в. В городах в середине XVII столетия вспыхивали восстания, в которые выливался протест против бесчинств царской администрации, непосильных притеснений, налогов, поборов. Все это закономерно порождает в исторической песенной поэзии собирательный образ народных масс, объединяющихся в борьбе с бесправием и закрепощением. Старый исторический эпос не знал выдвижения народных масс и слияния с ними героя, выступающего от их лица. Трудовой народ представал в нем в образе героического богатыря, вступающего в единоборство с тысячами врагов.

Песни правдивы не только отображением положения и настроений крестьянства, казачества, посадского люда второй половины XVII в.; песни верны исторической правде в рассказе об отдельных эпизодах восстания, в описании движения разинцев по Волге, упоминании о взятых городах и т. п. В песнях поется о том, как разницы прошли Астрахань, прошли Царицын, останавливаются в Жигулях , о победе под Астраханью и другими городами, о поражении под Симбирском, об овладении Яицким городком и т. п. . Описание подвигов разинцев, отдельных событий крестьянской войны XVII в. позволяет четче и полнее осветить образ восставшего народа и его вождя. Характерна для песен ясность определения социальных связей Степана Разина. Песнь подчеркивает социальное расслоение казачества и связь героя с бедняками, голытьбой. Доселе, говорит песня, Разин не ходил в казачий круг: пошел Степан Разин думу думать с голытьбой; выбрали беспаспортные бурлаки Разина своим атаманом, с ним в поход пошли.

говорят о себе:

Мы не воры, не разбойнички,
Стеньки Разина мы работнички,
Есауловы все помощнички.
 

Разин и разинцы восстали, чтобы добыть себе волю. Об этом говорит песня:


Ай ну п голь жа, голь бедняцкая,
Собирайся ты со всех, ну,со всех сторон!
Товарищи вы, други любезнаи,
Собирайтесь, братцы, вот вы слетайтеся,

Вольнолюбие и осознанное противопоставление себя боярам, воеводам, царским прислужникам — характерная черта таких песен, отмеченная уже в ранних записях XVII в. В чулковском песеннике XVIII столетия была напечатана замечательная песня о том, как разинцы казнили астраханского губернатора, поймав его на Волге-реке. Казня губернатора, они говорили:

«Ты добре, ведь, губернатор, к нам строгонек был,
Ты, ведь, бил нас, ты губил нас, в ссылку ссылывал,
На воротах жен, детей наших расстреливал!» .

«помутился славный тихой Дон», узнав, что «атамана больше нет у нас» , родилась легенда о том, что Разин остался жив, но скрылся в пещерах Жигулевских гор, а песня о сынке Степана Разина, гулявшем по Астрахани и не ходившем на поклон к губернатору, через столетие стала песней о Емельяне Пугачеве, возглавившем крестьянское восстание, которое так сильно потрясло русскую империю XVIII в. и предвещало еще более грозные бои с царским самодержавием в.

— в полной мере лирические песни. Только две из них имеют тенденции к развитию и осложнению сюжета — это песня о сынке Степана Разина, пойманном в Астрахани, и песня о расправе с астраханским губернатором. Но и они сосредоточивают внимание на узловых эмоциональных моментах; на смелой речи перед воеводой разница, обещающего приход в Астрахань Степана Разина, и на казни губернатора.

Исследователи песен о Степане Разине справедливо писали о лирическом характере их образов и поэтического языка. В литературе уже отмечалось, что в образе самого Разина много лирического, сближающего его с образами безымянных героев «удалых» или «разбойничьих» песен. Портрет Степана Разина тождествен портрету доброго молодца «сбеглого, сильного». Те же русые кудри, то же прекрасное лицо с соколиными очами и соболиными бровями, та же одежда — кафтан, подпоясанный широким поясом, плисовые штаны, сафьяновые сапоги у Степана Разина, что и у безыменного молодца, бежавшего от царских разъездов в дремучие леса, на широкие реки. Для разипских, как для всех народных песен лирического типа, характерен не индивидуализированный, а обобщенный портрет, в котором воплотились представления о мужской силе и красоте. Обобщающий характер портрета народной песии при условии близости тематики произведений содействовал слиянию песен о Разине с песнями о беглых крестьянах, о казаках, о посадской голытьбе, уходящей от притеснений воевод. Разинский цикл несен нередко пополнялся народными лирическими песнями о безыменных героях, противостоящих властям. Образ Разина как бы вбирал в себя образы всех тех, кто бедствовал и находил в себе силу и мужество восстать против угнетателей. Это подкреплялось единством поэтического языка народной лирики и исторической песенной поэзии. Для песен о восставших во второй половине XVII столетия крестьянах и казаках характерно широкое использование постоянного эпитета — чисты поля, темны леса, ясны очи, белы руки и др. Постоянные эпитеты, рисующие образ Разина, тождественны эпитетам, применяемым к безыменным разбойникам. Степана Разина песни называют: «добрый молодец», «удал добрый молодец», «удалой казак», «удалой атаманушка», «хозяин разудалый молодец», •«мил-ясен сокол». Эпитеты подчеркивают народную любовь к Разину и веру в него и в то же время его единство с восставшей голытьбой, к которой также применяется большинство из перечисленных эпитетов.

Сопоставление и противопоставление явлений природы переживаниям и действиям человека, как и в лирической песне, в исторических песнях XVII в. получает особое развитие. Такие параллельные образы, как, например, образы порубленных, поломанных кустов и пойманных, закованных в кандалы ра- зинцев, как образ поднимающейся грозной тучи и идущих на воевод разинцев, как образ помутившегося славного тихого Дона и смешавшегося после казни Разина казачьего круга и многие другие, усиливают лирическую напряженность, эмоциональность восприятия описываемых событий.

полного решимости бороться, возглавившего неимущий, притесненный люд. В народной поэзии образ Степана Разина слился с образом народа.