Приглашаем посетить сайт

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Песни о революции 1905 г.

ПЕСНИ О РЕВОЛЮЦИИ 1905 г.

В народных массах росла ненависть к царизму. Русско- японская война приблизила революцию 1905 г. И самое начало ее — 9 Января — день, когда была расстреляна вера рабочих в царя, — является датой, с которой связано дальнейшее песенное творчество пролетариата, освободившегося от иллюзий, свойственных ему до того времени.

В рабочей среде получили широкую популярность стихи и песни о 9 Января и неизвестных авторов и известных поэтов. Одной из таких песен (ее нередко можно услышать и сейчас) была песня «На родине» («От павших твердынь Порт-Артура»), написанная в связи с 9 Января Т. Л. Щепкиной-Куперник. Это стихотворение, напечатанное в зарубежной революционной прессе, прочно вошло в фонд народной песенной поэзии. Оно многократно перепечатывалось в подпольных сборниках, переписывалось от руки, передавалось из уст в уста. Песня повествует о возвращении солдата с русско-японской войны. Солдат думал найти дома семью. Вернувшись, он узнает, что его жена зарублена шашкой 9 января, сын убит пулеметной очередью в Александровском парке, мать шла молиться к Казанской и была досмерти избита казацкой нагайкой, брат, служивший во флоте, убит своим же офицером. Песня кончалась словами:

Ни слова солдат не промолвил,

Была в них великая клятва
И будущей мести гроза.

«Мы мирно стояли пред Зимним дворцом». Впервые оно было напечатано в «Голосе труда» (3 марта 1905 г.), но и ранее было известно как непосредственный отклик на расстрел рабочих 9 Января. Это большое стихотворение (21 четверостишье) в песенной переработке сильно сокращено. В нем главным образом сохранились центральные куплеты, рассказывающие о расстреле демонстрации. Четверостишья, передающие первоначальные надежды рабочих на помощь царя, рассказывающие о Гапоне, из песни исключены.

Стихотворение-песня «Мы мирно стояли...» может быть названо исторической песней о 9 Января 1905 г: так точно оно излагает ход событий

«На десятой версте от столицы», также ставшее песней. Его автор, П. К. Эдиет, в 1904 г. был связан с революционным движением молодежи в Петербурге. Поводом для написания этого стихотворения послужили похороны жертв 9 Января. В ночь на 13 января трупы из больниц были вывезены за город: часть их отправили «на десятую версту от столицы», на Преображенское кладбище, и зарыли в братской могиле.

Стихотворение Эдиета состоит из трех частей. В первой описываются ночные похороны мертвецов, во время которых кладбищенские птицы видели,


Торопливо в рогожный мешок,
Как в мешке мертвеца уминали,

«от брошенных тел под землею расступалась со свистом вода». Вторая часть говорит о посещении кургана рабочими; третья — об избиении народа на демонстрации. Заканчивается стихотворение словами, что близка та пора,

Как кровавое знамя завоет
Над вершиной родного холма.

Песней стала вторая часть этого стихотворения.

— начало революции 1905 г. Политические стачки и демонстрации, а местами вооруженное сопротивление царским войскам приобретали все больший и больший размах.

Первомайская демонстрация и майские стачки, июньские трехдневные уличные бои рабочих с царскими войсками в Лодзи, иваиово-вознесеиская стачка, длившаяся почти два с половиной месяца, и Совет уполномоченных, созданный рабочими в Иваново-Вознесенске, рост крестьянских волнений, в руководстве которыми приняли участие социал-демократы, наконец, восстание в царской армии и во флоте — на «Потемкине», на «Очакове», а позднее кронштадтское восстание и другие, — таковы общеизвестные факты и события, породившие многочисленные революционные песни пролетариата. В этот период распространяются и вновь создаются песни, разоблачающие царизм, призывающие к революционному восстанию, утверждающие необходимость единства рабочих, крестьян, солдат для успешной борьбы за свободу. Таковы: «Постой-ка, товарищ, опомнися, брат, скорей брось винтовку на землю» и «Как четвертого (вариант: девятого) числа нас нелегкая несла смуту усмирять» — песни-воззвания к солдатам, призывающие обратить оружие на царя и его приспешников; песня о восстании на «Потемкине» и «Очакове» («По синим волнам Черноморья» и «Раз осенней порой наш Очаков-герой»), более поздняя песня о расстреле восставших кронштадтских матросов—«Море в ярости стонало, волны бешено рвались» — и множество других.

Характерной чертой песен революционного пролетариата, созданных после 9 Января 1905 г., явилось резкое, отрицательное суждение о царе, свидетельствующее об исчезновении из сознания рабочих царских иллюзий. Образ царя, созданный в песнях после 9 Января, — образ главы шайки грабителей, убийц, под прикрытием царских законов терзающих рабочих, крестьян, солдат. Многочисленные сатиры на царское правительство, которые исполнялись на мотивы популярных песен и на новые мотивы, стали достоянием всех трудящихся. В этот период широко использовали для сатиры на царя, например, мотивы из опереток и кафешантанных куплетов; самое сочетание их с образом всероссийского императора придавало сатире остроту. Николай II в песенной сатире 1905—1908 гг. изображался опереточным царьком, заявляющим, что в России «самодержец-болван», ею «правит дядя, правит мама, а пишу лишь «Николай» я только сам...». Царь, говорят песни, «чучело в короне», забравшееся на трон; его мать смотрит косо на народ, жена Саша — глупая, не наша, «их дядя и братья всем людям проклятье» и т. д. Для вновь создаваемых сатир использовали также старые популярные революционные и студенческие песни (например, «Уж как в третьем отделенье по цареву повеленью», пародия на царский гимн и др.).

Народ, потеряв веру в царя, перестал верить и в обещания, которые во время подъема революционной борьбы 1905 г. давало царское правительство, испуганное революционным движением пролетариата. Политика правительства, сочетавшего свирепые репрессии с лавированием, особенно четко выявившимся в издании манифеста 17 октября, вызывала недоверие. Разъяснительная агитационно-пропагандистская работа большевиков укрепляла недоверие рабочих к мероприятиям царского правительства, вносила ясность в сознание рабочих. О манифесте была сложена не одна песня, но, пожалуй, наиболее популярной была песня «Задумал наш Трепов царя удивить».



Послал он казаков по всем городам: —
Бейте, стреляйте, награду вам дам!

Мертвым — свободу, живых под арест.
— на солдатских штыках,
Русские трупы на русских полях.

В прах мы повергнем царский престол.

В революционной рабочей среде недоверчиво относились и к Думе. Законодательная дума, обещанная манифестом 17 октября 1905 г., на словах предоставлявшим «гражданские свободы», а на деле обманывавшим народные массы, в песне оценивается как мероприятие, осуществляемое в интересах «бар».


— кумушка.
 

Припев:

Эх ты, Дума, Дума,
Государственная...

— кумушка,
Правым всем — голубушка.

Припев:

С барами хорошими

Рабочие песни говорили о том, что, отстаивая свои интересы, буржуазно-помещичья Дума помогала царизму бороться с революцией. При этом многие песни говорили об отдельных лицах, чьи действия в наибольшей мере выражали политику русского царизма. Так, было создано много песен о генерал-губернаторе Трепове, которому принадлежал знаменитый приказ стрелять в рабочих — «Холостых залпов не давать, патронов не жалеть!»; об Иоанне Кронштадтском — известном мракобесе в рясе и о других.

Песенная поэзия пролетариата, рожденная 1905 и последующими годами, явилась новым этапом в истории народного творчества. Она отразила происшедший в сознании рабочих переворот, о котором говорил В. И. Ленин, характеризуя историческое значение боев 1905—1907 гг. для развития русской нролета рекой революции, «... своей геройской борьбой, — писал В. И. Ленин, — в течение трех лет (1905—1907) русский пролетариат завоевал себе и русскому народу то, на завоевание чего другие народы потратили десятилетия. Он завоевал освобождение рабочих масс из-под влияния предательского и презренно-бессильного либерализма. Он завоевал себе роль гегемона в борьбе за свободу, за демократию, как условие для борьбы за социализм» .

В конце XIX в. и в 900-х годах сложился основной фонд революционной песенной поэзии пролетариата. В десятилетие, предшествующее Великой Октябрьской социалистической революции, происходит внедрение этой поэзии в народные массы. В предоктябрьские годы создание новых песен, отражавших текущие события, происходило в пределах сформировавшихся ранее видов поэзии. Неизменным остается цикл гимнов и маршей; немногие вновь создаваемые тексты этого рода не получают обобщающего значения и, как правило, являются применением основных песен к местным событиям. Песенная поэзия пролетариата крепла и оформлялась в ходе борьбы трудового народа за свободу. Она отразила изменения, происшедшие в сознании рабочих, поднятых партией большевиков на борьбу с царизмом, на борьбу с капиталистическим строем России. В песенной поэзии пролетариата сочетаются политические гимны и марши большевиков, песни, реалистически раскрывающие непосильный труд на капиталистических фабриках и заводах, политические песни-сатиры, беспощадно разоблачающие царское правительство как антинародное. Поэзия пролетариата является обвинительным актом царизму и свидетельствует, что в народном сознании непрерывно крепло и углублялось понимание необходимости свержения царского строя революционным путем.

Пролетарская революционная песня мощно звучала в октябрьских боях. Лучшие песни — оружие революционных боев — марпти и гимны, с которыми шли на баррикады, были напечатаны в первых же номерах послеоктябрьской «Правды». В первом номере «Правды» за 1917 г. напечатан «Интернационал». Передовая «Правды» (№ 5) писала о нем: «На фронте, в окопах и везде, где русские войска соприкасаются с неприятельскими, должно быть поднято красное знамя... Такое же значение, как красное знамя, имеет песня «Интернационал». Она напечатана в № 1 «Правды». Ее поют европейские рабочие, должны петь и мы при всяких пролетарских выступлениях. Мотив песни — родной мотив для рабочих всех стран. Во многих городах Европы рабочее население разноязычное. Но при праздновании 1-го Мая, на митингах, демонстрациях и в других подобных случаях, все рабочие, каждый на своем языке, поют вместе эту песню. И получается мощный, стройный единый хор.

«Интернационал» — и во многих случаях ваши голоса сольются в одном хоре с голосами германских или австрийских пролетариев, одетых в солдатские мундиры. Этим, конечно, не кончишь войны. Война должна закончиться организованно. Но германские пролетарии, которых правительство Вильгельма начиняет всякой ложью против русских, почувствуют в русском солдате товарища. Этим не только уменьшатся излишние жестокости войны, но и подготовится почва к прочному организованному миру. Русская революционная армия во всех ротах, эскадронах, сотнях, батареях и иных командах должна обучиться хоровому пению «Интернационала».

«Интернационал» и революционные песни стали достоянием трудящихся Советской республики.

Выйдя из подполья и мощно зазвучав на свободной русской вемле, они открыли собой новую массовую народную поэзию— творчество рабочих и крестьян, свергнувших царизм и уничтоживших капиталистический строй.