Приглашаем посетить сайт

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Исторические песни XVIII в. Песни о Пугачеве.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ XVIII В. ПЕСНИ О ПУГАЧЕВЕ

Образ трудового народа, олицетворенный в образе главного героя, получает дальнейшее развитие в устном творчестве с исторической тематикой. Исторические события начала XVIII столетия отражаются н народной поэзии, которая освещает их как результат деятельности народных масс, идущих за Петром Великим и его сподвижниками. И хотя образ народа в историческом эпосе XVII—XVIII вв. дан обобщенно, все же основные персонажи отчетливо различаются. Для второй половины XVII и для XVIII в. это — в первую очередь крестьянская голытьба и бедняки-казаки, противостоящие господствующим классам. С начала XVIII в. наряду с крестьянином в эпосе выступает образ солдата — такого же крестьянина, но оторванного от родного села, от семьи. Образ солдата входит в историческую песенную поэзию, как отражение события огромного значения — создания Петром I регулярной армии, способной противостоять сильному врагу. В развивающейся в связи с этим солдатской героико-патриотической народной поэзии созданы образы героев-солдат, идущих за своим полководцем. Следует заметить, что с XVIII в. солдатская историческая песня становится основной в русской исторической песенной поэзии, и это может быть объяснено тем, что солдаты принимали непосредственное участие в событиях внешней политики. Широкие крестьянские массы активно вовлекались в военно-политическую жизнь государства в XIX в. только тогда, когда над страной нависала страшная угроза подчинения чужеземным завоевателям, как это было в 1812 г.; такое событие и порождает массовое поэтическое творчество, обрисовывающее героический образ народа.

Среди песен XVIII столетия особое место занимают песни петровского времени, сближающие образы Петра Великого и Ивана Грозного. Сближение идет по линии подчеркивания демократизма царя, его близости народным массам. Но демократизм образа царя отнюдь не мешает народу говорить о все более усиливающемся гнете, о тяжести крестьянской и солдатской жизни. Народ пел в своих песнях: «Подневольная жизнь наша боярская... государева служба царя белого...», «Тяжело служить служба день до вечера», пел о том, как на земляные работы шли, как на каторгу. Песнь рассказывает, как гребцы на струге — пятьсот человек разговоры говорят, князь-Гагарина бранят: «Заедает вор Гагарин наше жалованье, долговое, трудовое, малодёнежное!» . Классовый гнет, бесправие народа все более усиливались, и в народных массах зрел протест. В царствование Екатерины II он отразился в исторической поэзии, в частности в песне о графе Панине и Емельяне Пугачеве, образы которых предстают как типичные образы антагонистических социальных сил. Пугачев, заключенный в клетку, в ответ на вопрос графа Панина, много ли он неревешал князей и бояр, отвечает:



Я бы чину-то прибавил, спину-то поправил,
На твою-то бы на шею вароввины вожжи,

как известно, создавались не только русским народом. 0 восстании под водительством Салавата Юлаева и Пугачева говорят башкирские песни, отмечая, что в восстании участвовали и крестьяне, и казаки, и рабочие. В одной из песен девушка говорит о милом, работающем на литейном заводе.

«Не пьет милый, не гуляет,

»

Сам Емельян Пугач — казачьего рода. Собирается к нему голытьба, люд крестьянский, казаки. С различными слоями населения, объединившимися в пугачевском движении, связаны и стилевые различия песенной поэзии. Наряду с традиционными по стилю крестьянскими песнями, близкими к песням о Степане Разине , встречается, например, протяжная солдатская песня, сохраняющая традиции крестьянской лирики. Такова песня о Чернышеве-Чике в тюрьме. Эта песня является переработкой созданной в годы семилетней войны солдатской песни о Захаре Григорьевиче Чернышеве, заключенном в тюрьму города Кистрииа. При переработке она была объединена с песнею разинцев о побеге их из тюрьмы («Ты возмой-возмой, туча грозная...»). С казачьими песнями генетически связывается песня «Пугачеву быть в беде» . Образ Емельяна, выезжающего на коне сивбур- шахматном, близок образам казаков, отправляющихся в поход. Песни «Уж ты, ворон сизокрылый» и «Нас пугали Пугачом» , возможно связанные с творчеством рабочих, вносят в цикл песен о Пугачеве особые черты. Эти песни отступают от традиций старой крестьянской песни под воздействием стихотворной поэзии, в них появляются двусложные размеры и парная рифмовка.

Стилевое разнообразие песен о народном восстании под руководством Пугачева свидетельствует о том, что в исторической песенной поэзии, в которой до второй половины XVIII в. главенствовали традиции крестьянской протяжной лирической песни, наметились изменения. Песня выходила за пределы установившихся канонов, и это наблюдалось не только в песнях о народных восстаниях, но и в военно-героических песнях, создававшихся в солдатской среде.