Приглашаем посетить сайт

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Обрядовые песни.

ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ

Понятие «обрядовая песня» требует ограничения. В жаттр обрядовой песни не входят многочисленные протяжные, игровые и другие песни, исполнявшиеся во время обряда или в дни, когда обряд совершался. Под обрядовой следует понимать песню, имевшую магическое значение, или песню, исполняемую в процессе обряда и описывающую содержание его. Характеристика собственно обрядовой поэзии, рассмотрение циклов и видов песен календарной и семейной обрядности дана в разделах «Календарные обряды» и «Семейные обряды». К тому, что сказано об этих песнях там, следует добавить только замечания о жанровой специфике обрядовых песен.

Обрядовая песня является составной частью обряда и, следовательно, должна рассматриваться в соотношении с его элементами. Цель, с какой совершался или совершается данный обряд, определяет понимание содержания и образов обрядовой песни. Например, если обряд совершался с магическими целями вызвать урожай, обеспечить богатство и благополучие семьи, или наоборот, навлечь на семыо несчастье, песня, исполняемая во время обряда, принимала характер заклятия, предрекающего то, что должно совершиться.

(так должно быть; так есть, так случилось в семье, к которой обращена песня), а не художественного образа, не поэтического преувеличения. Прямой смысл образов обрядовой поэзии, говорящих о богатстве,' довольстве, хорошем урожае, семейном согласии, любви мужа и жены, весьма ясно раскрывает все то, к чему стремился крестьянин, что представлялось ему желательным, идеальным. Поэтика обрядовой или предсказывающей заклинательиой песни, таким образом, характеризуется реализацией (прямым пониманием) поэтической образности и поэтического языка. Обрядовая песня, не связанная с магией слова и действия, только отчасти сохраняет реализацию художественного образа; чаще всего она имеет характер иллюстративно-описательный. Такие песни рассказывают о том, что делают участники обряда и включают иисценировочные, игровые моменты в исполнение песни (см. в главе о календарной поэзии о похоронах Костромы, о завивании березки и др.); этим многие обрядовые песни сближаются с песнями хороводными и игровыми.

Жанровая специфика обрядовой поэзии, взаимосвязь с различными элементами обряда, реализация образности, введение инсценировочных моментов в исполнение песен исчезают, как только обрядовая песня, оторвавшись от обряда, начинает петься наряду с необрядовыми лирическими песнями. Вместе с тем при включении в обряд лирической песни она может приобрести особенности песни обрядовой. В связи с общим процессом распадения обряда и частичного перерождения его в игру превращение лирической песни в обрядовую встречается крайне редко; значительно чаще наблюдалось и наблюдается обратное явление (см. историю некоторых свадебных песен, потерявших связь с обрядом и поющихся как песни о любви мужа и жепы, о встречах девушки и парня и т. д.).