Приглашаем посетить сайт

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Обрядовая поэзия, обряды и верования

Обрядовая поэзия, обряды и верования

Особое внимание в XVIII в. было обращено на обрядовую поэзию, обряды и верования. Богатые сведения об обрядах и суевериях содержались в изданном Михайлой Поповым в 1769 г. словаре «Описание древнего славянского языческого баснословия» и в работе М. Д. Чулкова «Словарь русских суеверий», изданной в 1782 г. (второе, переработанное издание под названием «Абевега русских суеверий...» вышло в 1786 г.). Труд М. Д. Чулкова представлял собой опыт систематизации и истолкования мифологических представлений и народных русских обрядов.

Издавались во второй половине XVIII в. и сборники пословиц. Большое число пословиц (свыше 900) вместе с некоторыми песнями, анекдотами, сказками было включено в знаменитый «Письмовник» Н. Г. Курганова (1769). Курганов, борясь за распространение культуры и грамотности, широко использовал фольклор; большинство использованных им примеров было социально заострено — и анекдоты и пословицы, введенные в «Письмовник», обличали господствовавшие круги общества. Капитальным сборником пословиц, изданным в XVIII в., является «Собрание 4291 древних российских пословиц» (вышло в свет в 1770 г.). Составление «Собрания» с большим основанием приписывается профессору Московского университета А. А. Барсову. Как и подбор пословиц в «Письмовнике», состав их в «Собрании» свидетельствует о прогрессивности автора сборника. С противоположных — крайне консервативных — позиций обращался к пословицам близкий к придворным кругам поэт И. Ф. Богданович. Ему принадлежит сборник «Русские пословицы, собранные Ипполитом Богдановичем, в трех частях» (1785), в котором совершенно искажены и содержание и форма пословиц (Богданович придавал пословицам вид двустиший и четверостиший).

«Древней российской Вивлиофики» Н. И. Новиков (1744—1818) наряду с историческими и другими материалами публикует фольклорные тексты и замечания на различные фольклорные издания. Н. И. Новиков в своем издании призывал собирать и издавать фольклор и впервые в истории русской науки заговорил о необходимости публикации подлинных материалов, чтобы читатели не были введены в заблуждение сочинителями и могли делать свои заключения, читая тексты фольклора.

звучал фольклор в пьесах «Мельник, колдун, обманщик и сват» А. А. Аблеси- мова (1779), «Санкт-Петербургский гостиный двор» М. Матинского (1781), «Старинные святки» А. Ф. Малиновского (1799) и др.