Приглашаем посетить сайт

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Образ Добрыни Никитича и былины о нем

ОБРАЗ ДОБРЫНИ НИКИТИЧА И БЫЛИНЫ О НЕМ

Едва ли не самыми старыми из дошедших до нас былин являются былины о Добрыне Никитиче, чье имя с известным основанием связывалось с именем исторического лица — дяди князя Владимира Святославича — Добрыни (в некоторых былинах Добрыня выступает племянником эпического князя). Летопись характеризует Добрыню, как крупного исторического деятеля, вначале защитника, а затем соратника Владимира. Он был братом матери Владимира (Малуши, ключницы княгини Ольги, бабки Владимира). По летописному рассказу, Добрыня научил новгородцев просить к себе на княжение Владимира; он сватал для Владимира дочь полоцкого князя Рогнеду и привез ее ему в жены; вместе с Владимиром он совершил ряд удачных воинских походов; при участии Добрыни проходило и крещение Руси. Летопись, как можно видеть, тесно связывает деятельность Владимира и Добрыни, делает Добрыню участником не только реформ конца X — начала XI столетия, но и близким князю человеком. Так же обрисовывается былинный Добрыня. О нем сказывают былины «Добрыня-сват» (былина, параллельная к летописному рассказу о сватовстве Добрыни; в ней рассказано, как у короля ляховецкого Добрыня и Дунай силой добывают невесту для Владимира), «Добрыня и Змей» (по предположению В. Ф. Миллера и некоторых других исследователей, в этой былине сохранились отзвуки крещения Руси), «Добрыня и Василий Казимирович» (былина говорит о том, что богатыри не только освобождают Киев от обязанности платить чужеземному королю дань, но даже делают последнего данником Владимира), «Добрыня и Алеша», «Добрыня и Маринка» (по предположению исследователей, былина содержит отзвуки событий «смутного времени») и др.

Разносторонняя деятельность Добрыни заставляет говорить о нем, как о богато одаренном человеке. О Добрыне идет слава великая. Он прославил себя в боях, как богатырь великой силы и смелости. Ярче, чем в других былинах, о силе и храбрости Добрыни рассказано в былине «Добрыня и Змей». В ней повествуется о том, как Добрыня дважды бился со змеем и оба раза победил его. Богатырь освободил из-под власти змея множество пленников. Добрыня искусен и в боях, и в забавах богатырских— единоборстве, стрельбе из лука в цель, игре в шашки-шахматы, в тавлеи золоченые. Добрыня — прекрасный пловец, он ныряет и плавает под водой; когда матушка отдала До- брынюшку грамоте учиться, — грамота ему «в наук пошла», стал он знать «как себя вести», да к тому еще и «как себя блюсти».

Сила и опытность воина, богатырская выучка, образованность заставляют относиться к Добрыне, как к умелому в обхождении человеку, способному «в послах ходить». На этом собственно и построены былины о Добрыне-свате и о поездке Добрыни и Василия Казимировича к королю ляховецкому для освобождения от даней-невыплат. С томи же качествами Добрыни связано введение его в некоторые другие былины, например в былину «Сорок калик со каликою», в которой Добрыня разыскивает пропавшую, якобы украденную каликами, золотую чару князя Владимира.

Добрыня, помимо всего прочего, обучен «четью-петыо церковному». И не только «церковный глас» ведом Добрыне; дивные песни поет Добрыня, играя на гуселках яровчатых. Мастерство Добрыни-музыканта показано в былине «Добрыня и Алеша». Вернувшись неузнанным в Киев, Добрыня одевает скоморошье платье и идет на свадебный пир своей жены. Сев на скоморошье место, Добрыня начал играть.

А и тонцы он повел от Киева,
Ай припевки повел да от Чернигова,
А и наигрыш — от Царя-града.
Да и повыиграл на пиру всих поименно.
Вси-то на пиру да призадумались,
Вси-то па пиру да призаслушались
Нунь говорят да таковы слова:
Нунь такого игреца у нас и не было!..

Впечатление, произведенное игрой Добрыни, велико. Ему предлагают сесть на любое место, и «молодая княгиня» подносит ему чару зелена вина.

по настоянию князя с княгиней пошла замуж за Алешу Поповича и только возвращение Добрыни с заставы расстроило задуманную свадьбу, Добрыня говорит в глаза князю:

А я дивую нунь же солнышку Владимиру
Со своей было княгиною:

Он же был да сватом ли, А княгинушка да свахою, —

Князь Владимир от этих укоризненных слов только опускает голову.