Приглашаем посетить сайт

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Народное творчество по данным древнерусской литературы и письменности

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ПО ДАННЫМ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПИСЬМЕННОСТИ

Памятники литературы древней Руси не дают полных и всесторонних сведений о народном творчестве. Отрицательное отношение к нему как к бесовскому искусству, смущающему человека, вело к тому, что проповедники и большинство писателей порицали песни и сказки, но достаточно ясно не раскрывали их содержание. И все же, несмотря на такое положение вещей, на основании беглых упоминаний о том, что пелось и рассказывалось, можно утверждать, что в древней Руси существовали все главные жанры народной поэзии, известные по записям XIX—XX вв.: былины, сказки и предания, легенды, обрядовая поэзия, лирические песни, пословицы, загадки, драматические произведения. Особенно ценные сведения о том, что пел и рассказывал народ, содержатся в летописях и в героических повестях. Историко-героическая повествовательная литература позволяет реконструировать произведения народного творчества, создававшиеся во времена Владимира Святославича и его потомков, да и в предшествовавшие десятилетия. 13 то время, видимо, особенно широкой популярностью пользовался жанр исторических преданий и легенд, в которых даже вымышленные истории рассказывались, как истинные. Показательны в этом отношении легенды об основании Киева, представляющие собой типичную разновидность популярных и известных у разных народов преданий о возникновении государств и основании важнейших городов.

Киев был построен Кием, Щеком и Хоривом — сильными и смелыми людьми, которые вместе с сестрой своей Лыбедью пришли и стали на берегу Днепра. Предание о Кие, Щеке и Хориве связывается с тремя урочищами — Владимировой горой у Боричева взвоза, Щековицей и Хоривицей, на которых были древнейшие киевские поселения.

Предание об основателях Киева, зафиксированное летописью, как и все произведения устного творчества, варьировалось и сообщало разные сведения о главном герое, именем которого был назван город, ставший во главе княжества. Летописец, записывая творимые народом предания и легенды, упоминает об их разноречивости: «Ини же, не сведуще, рекоша, яко Кий есть перевозник был, у Киева бо бяше перевоз тогда с оноя стороны Днепра, темь глаголаху: на перевоз на Киев. Атце бо бы перевозник Кий, то не бы ходил Царюгороду; но се Кий княжаше в роде своемь, приходившю ему ко царю, якоже сказають, яко велику честь приял от царя, при которомь приходив цари»

— государственных центров, является фактически преданием о родоначальнике. В древней Руси существовал целый цикл подобных преданий, рассказывавших о разных городах, возникавших в местностях, где обитало то или другое славянское племя; их приводит «Повесть временных лет». Таково предание о Радиме, от которого пошли радимичи, и Вятке, от которого пошли вятичи г. Таково же предание о Рюрике, Труворе и Синеусе, новгородско-изборско- белозерское по происхождению. В нем говорится о призвании трех братьев-варягов, звавшихся русыо и княживших в Новгороде, Белозере и Изборске (в этих городах показывали могилы легендарных князей) .

Предания и легенды о родоначальниках и основателях городов повествуют о своих героях, связывая их узами братства, вряд ли существовавшими в действительности. Племена были разделены, и военачальники разных племен, как и другие члены их, не были связаны кровной близостью. Но в своей жизни и борьбе племена нередко объединялись, возникали союзы племен, совместно действовавших в походах и в защите от врага. Поэтическим выражением этого и явилось понятие братства, родства древнерусских легендарных военачальников, героев, князей. Есть основание думать, что легенды о братстве Рюрика, Синсуса и Трувора, Радима и Вятко, Кия, Щека и Хорива отразили племенные отношения, существовавшие в начальный период создания древнерусского государства.

Особой группой преданий и легенд, отраженных в литературе, являются рассказы о подвигах героев-воинов и о воинских походах. Часть таких повествований также содержит воспоминания о жизни племен еще до образования государства; часть отражает переход от военной демократии к феодализму и развитие феодальных отношений на Руси.

Древнейшие предания и легенды этой группы рисуют борьбу славян с хозарами, с печенегами и походы против Византии. Если предания о родоначальниках говорили о том, как основывались города и создавалась земля русская, то предания и легенды о походах и воинах-героях возвеличивали силу, мощь, непобедимость Руси. Летопись, например, рассказывает о том, как хозары пошли на славянское племя полян и потребовали с каждого двора, с каждого «дыма» дань. Поляне соглашались уплатить дань, дав с каждого «дыма» по мечу. Хозарские старцы говорили, что это дань опасная, у славян мечи острые с двух сторон, и предупреждали князя: «Не добра дань, кияже! Мы ся доискахом оружьемь одиною стороною, рекше саблями, а сих оружье обоюду остро, рекше мечь.

». Так и случилось, как говорили старцы. Получив с каждого «дыма» по мечу, хозары через некоторое время оказались побежденными и платили дань славянам

от покорения врагу, — типический образ воинской легенды. Особенно выразителен он в легенде о белгородском киселе. Легенда говорит, что в отсутствие князя Владимира псчепеги осадили Белгород, и в нем начался сильный голод. Белгородцы уже теряли надежду на спасение. В это время один из старцев предложил собрать по горсти овса, или пшеницы, или отрубей и, сделав болтушку, из которой варят кисель, влить ее в бочку, вырыть яму и поставить в нее бочку с болтушкой; затем он велел собрать остатки меда, положить его в бочку, приготовить медовое сусло и поставить бочку с медом в другую яму. Наутро послали за печенегами и показали им болтушку для киселя и медовое сусло, утверждая, что жителей города кормит сама земля. Печенеги, видя все это, поверили осажденным и, сияв осаду, ушли от города.

Легенды о воинской хитрости и смелости, проявляемых в борьбе с врагом, многочисленны. Таково легендарное предание об отроке-киевлянине, который под предлогом поисков убежавшего коня пробрался через полчища печенегов, осадивших Киев, и призвал на помощь осажденным русскую дружину , и многие другие. Но особенно интересна легенда о Кожемяке — простом парне незнатного рода, спасшем русичей от печенегов. Отзвуки легенды о Кожемяке — отроке необычайной силы — звучат в сказках восточных славян (ср. сказки о Кожемяке, напечатанные в сб. А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки»). Самая же тема единоборства с врагом тесно связана с былинами, в которых столкновения с полчищами татар очень часто изображаются как единоборство богатыря с одним или многими («силы татарской — ты- сящи») воинами.

Образ Кожемяки — образ могучего «среднего телом» отрока, победившего великана-печенега, пришедшего с тьмой сородичей воевать Русь. Во имя победы над печенегами князь Владимир «заложи город на броде томь, и нарече и Перея- славль, зане перея славу отроко тъ. Володимер же великимь мужемь створи того и отца его. Володимер же възвратися в Кыев с победою и с славою великою»