Приглашаем посетить сайт

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
М. В. Ломоносов

М. В. Ломоносов

М. В. Ломоносов подчинял анализ строения народного стиха задачам создания литературного стиха. Ломоносова, как и других исследователей того времени, проблема фольклора интересовала не сама по себе, а в связи с работой над литературой, языком, историей. Но и такой интерес был плодотворен. В работах Ломоносова он дал ценный результат. В обращении М. В. Ломоносова к фольклору можно наметить три центральные темы: это, прежде всего, уже отмеченная проблема стиха и стихосложения. Наряду с ней выделяется проблема образности народной речи, которая определила интерес Ломоносова к такому жанру, как пословицы. Наконец, следует указать на глубокий интерес его к дохристианским верованиям славян, к обряду и обрядовой поэзии, связанный с его историческими работами и разысканиями в области мировоззрения народа.

Интерес Ломоносова к народной образной речи и народным пословицам отразился в таких важных его трудах, как «Краткое руководство к риторике» (1744), «Краткое руководство к красноречию» (1748), «Российская грамматика» (1757). Пословицы и поговорки, использованные М. В. Ломоносовым в его работах, давали ему возможность показать красоту и гибкость русского языка, а вместе с тем осудить увлечение риторическими шаблонами. Ломоносов широко пользовался пословицами, рассматривал их, разрабатывая теорию ораторского и поэтического искусства.

19 января 1764 г.: «Собрал лутчие российские пословицы»

он выяснял, что их сближает. Сведения о богах древних славян Ломоносов брал из летописи и пополнял их, изучая обрядовые празднества, песни, предания и сказки. Поэтому рядом с Перуном в списке богов, составленном Ломоносовым, оказались царь морской и баба-яга, змей летучий, русалки, лешие, домовые, Коляда и др. Стремление Ломоносова детально описать славянскую мифологию выразилось в попытке определить степень важности каждого отдельного персонажа. Славянское многобожие привлекало внимание М. В. Ломоносова, так как оно позволяло охарактеризовать состояние восточных славян в период создания русского государства. Интересы историка заставляли искать дополнительный к древней письменности материал, в числе которого Ломоносов указал обряды и предания народа. В современном ему народном творчестве Ломоносов находил материал для изучения «древнего словенского баснословия».

Труды Тредиаковского и Ломоносова вводили фольклор в орбиту научных разысканий. Фольклористика зарождалась в процессе первоначального изучения проблем литературы, языка, истории, имевших столь большое общественно-воспитательное, культурное, эстетическое, научно-познавательное значение. Основы, заложенные в работах Ломоносова, получили поддержку и развитие в трудах деятелей науки и литературы второй половины XVIII в. Так, народную песню, пословицу, поверье, былину использует в своей поэтической практике видный представитель русского классицизма А. П. Сумароков (1718—1777). Значительный вклад в собирание и описание фольклора народов России сделал ученик Ломоносова С. П. Крашенинников (1713— 1755), который в 1737—1741 гг. всесторонне изучил Камчатку и населявшие ее народы и дал их этнографическое описание. В своем труде «Описание земли Камчатки», изданном в 1755 г., С. П. Крашенинников впервые дал разностороннюю характеристику фольклора народов Камчатки: обрядовой поэзии и обрядов, легенд и преданий, примет и обычаев, связанных с промыслами, песен и пр. В работе С. П. Крашенинникова был собран богатый материал фольклора камчадалов и впервые дано этнографическое описание культуры, быта и истории этого народа.

Внимание к народному творчеству, появившееся в середине XVIII в., зарождение научного интереса к нему вызвали живую потребность в собирании и публикации текстов. Во второй половине XVIII столетия наряду с продолжением попыток научно осмыслить фольклор в целях выяснения вопросов литературы, истории, этнографии составляются и издаются первые сборники фольклорных текстов. Первые издания появляются уже в 50-х годах (ср. «Между делом и безделье или собрание разных песен с приложенными тонами на три голоса. Музыка F. Т.» СПб., 1759) \ но они включали романсы и литературные песни, а не подлинное народное творчество. Только в 70-х годах издаются сборники, содержащие фольклорные тексты. В 1776—1795 гг. вышли четыре части «Собрания русских простых песен с нотами», составленного «камер-гуслистом» В. Ф. Трутовским, включающего обработки традиционных народных песен. Но особенно большое значение имело издание в 1770—1774 гг. четырех частей «Собрания разных песен» М. Д. Чулкова. Впервые в этом обширном сборнике в каждой его части выделены народные песни, в него были включены тексты, отразившие социальный протест народа (например, песни о Степане Разине, о казни Атамана Стрелецкого и др.). «Собрание» М. Д. Чулкова в конце 70-х годов было переиздано Н. И. Новиковым под названием «Новое и полное собрание российских песен» (четвертая часть «Собрания» Чулкова в это переиздание не вошла). В 90-х годах XVIII в. вышло еще два сборника песен, сыгравших значительную роль в становлении фольклористики: «Российская Эрата или Выбор любовных пьес на старинный российский вкус» М. Попова (М., 1792) и «Собрание народных русских песен с их голосами» Ивана Прача и Н. А. Львова (СПб., 1780); в 1806 г. вышло второе издание с дополненным и существенно измененным предисловием; в 1815 г. — третье. Песни, публиковавшиеся в этих, сборниках, в большинстве своем были народными. В предисловии к сборнику Н. А. Львов сделал попытку классифицировать песни и дал высокую оценку их художественных достоинств.