Приглашаем посетить сайт

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Киевские былины о других богатырях

КИЕВСКИЕ БЫЛИНЫ О ДРУГИХ БОГАТЫРЯХ

Былины об Илье, Добрыне и Алеше составляют главное звено в русском героическом эпосе киевского цикла. Помимо них, в этот цикл входят другие былины, не очень многочисленные, но весьма ярко рисующие образы разных богатырей, сражающихся с врагами за Киев-град. Многие из них связаны с Ильей Муромцем, который хорошо знает сильные и слабые стороны богатырей, знает, кого и иа какой подвиг можно послать. О. чеиь часто в былинах отражено отношение к богатырям как к выходцам из социальных низов. Характерно, что во главе богатырей стоит крестьянин,«седатый казак» Илья Муромец. Князь Владимир и бояре презрительно именуют Илью «деревешциной- заселыциной». Нередко даже родовитые герои былин уравниваются с крестьянскими детьми. В глазах князей-бояр они — та же деревенщина. Жена князя Владимира княгиня Апраксин, восхищающаяся своим любовником, Тугарином Змееви- чем, полонившим Киев, с ненавистью ругает деревенщиной победителя Тугарина Алешу Поповича. Но для богатыря «деревенщина» не звучит бранным словом. В отдельных вариантах даже Добрыня называется богатырем «роду крестьянского».

Василий Игнатьевич именуется голью кабацкой и пьяницей, но этот представитель голытьбы спасает Киев от разорения, в то время как знатные бояре в страхе прячутся. Он ловок и бесстрашен: один идет в стан врагов, хитростью делит вражеские силы на части и уничтожает их («Василий Игнатьевич и Батыга»).

Правда, былина не всегда упоминает «род-племя» богатыря; мы не знаем, кто родители Саура Леванидовича, Данилы Игнатьевича, ушедшего на старости лет в монастырь, Сухмана Одихмаптьевича и некоторых других. Но все они сходны с Ильей, Добрыней и Алешей в своей любви к Руси; все они, подобна богатырям рода крестьянского, по мере своих сил и возможностей борются с врагом. Так, честный и правдивый Сухман освобождает Русь от татар. Князь Владимир обвинил его в пустом хвастовстве, во лжи. Добрыня, съездив на поле, где Сухман один побил полчища врагов, подтвердил истину рассказа Сухмана о бое. Владимир готов был уже чествовать богатыря, на Сухман выдернул листья из полученных им в бою ран и умер, истекая кровью, — он не хотел служить князю, подозревающему богатырей во лжи («Сухман»).

татарского ига, стала основной темой русского былевого эпоса XI—XV столетий. Эпос воспевал противостояние Руси вражеским насильникам. Борьба с татарами, разумеется, не сняла в народном эпосе других тем, но они были отодвинуты на второй план, а во многих случаях приобретали новое звучание, отвечающее задачам современности (так случилось, например, с былинами о Добрыне, созданными в XI— XII вв., в которых стала преобладать та же «татарская тема»).

— основная в киевских былинах. Другой характер тематики обнаруживается в галицко-волынских и новгородских былинах.