Приглашаем посетить сайт

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Календарная поэзия и обряд. Общая характеристика.

КАЛЕНДАРНАЯ ПОЭЗИЯ И ОБРЯД.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Земледельческие календарные обряды, посредством которых люди стремились получить большой урожай, возникли в связи с бессилием перед лицом природы человека, уже имевшего трудовой опыт, но еще не владевшего научными знаниями. Не умея полностью поставить себе на службу окружавшую природу, люди хотели использовать силы, существовавшие в их воображении. Практический трудовой опыт, наблюдения, сделанные над окружающей действительностью, соединяются в календарной поэзии и обряде со стремлением посредством магических действий и заклятий добиться благополучия, успеха в работе.

Обряды отразили дохристианские верования: поклонение солнцу и земле, обожествление животных, культ предков. Под влиянием господствовавшего в дореволюционной России церковного православия эти языческие представления приобрели христианские черты. Религия, утверждавшаяся господствующим классом, повлияла на народные верования, определив их конкретные формы.

Здравый смысл и трудовой опыт лежат в основе культуры русского народа. Об этом говорит еще В. Г. Белинский в «Письме к Гоголю»: «Приглядитесь попристальнее, и вы убедитесь, что это по натуре глубоко атеистический народ. В нем еще много вуеверия, но нет и следа религиозности. Суеверие проходит с успехами цивилизации, но религиозность часто уживается и с ними... Русский народ не таков; мистическая экзальтация не в его натуре; у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности в уме, и вот в этом-то может быть, огромность исторических судеб его в будущем... Его грех обвинять в религиозной нетерпимости и фанатизме, его скорее можно похвалить за образцовый индиферентизм в деле веры... Религиозность проявилась у нас только в раскольничьих сектах, столь противоположных по духу своему массе народа и столь ничтожных перед нею числительно» «Здравый смысл, ясность и положительность в уме», т. е. стихийно-материалистическое отношение к действительности, преобладают над религией, вызывая критическое отношение к ее образам, заставляя и об иконе сказать: «Годится — молиться, не годится — горшки покрывать».

Календарные обряды и фольклор получили свое наименование оттого, что они сопровождали труд народа в течение всего года. Они отражают все стороны трудовой деятельности: земледелие, скотоводство, охоту, рыболовство. В русском народном творчестве ведущее место занимает земледельческий календарный фольклор, так как именно земледелие было основным занятием восточных славян.

ЦИКЛИЗАЦИЯ КАЛЕНДАРНОЙ ПОЭЗИИ. ЕЕ ТРУДОВАЯ ОСНОВА

Календарный фольклор в старых исследованиях и учебных пособиях делился на четыре цикла по временам года (см. работы И. Сахарова, Е. Аничкова, 10. М. Соколова и др.) или на два цикла (зимнего и летнего солнцеворотов; см. работы Ф. И. Буслаева, А. Н. Афанасьева и др.). Обе эти циклизации не могут быть приняты. Четырехцикловое деление календарного фольклора неверно потому, что в его основу кладется понятие времени года, характеризующее состояние природы в данный отрезок времени, и таким образом природные и климатические условия толкуются как основа для всей трудовой деятельности и календарного поэтического творчества народа. Эта система циклизации нечетка и в отношении разграничения обрядов: она, например, отрывает уборочную сенокосную пору, приходящуюся в большинстве мест России на июль, от полевых уборочных работ; переход от работы в поле к работе дома (октябрь), относя к осени, отделяют от всего цикла зимней трудовой деятельности крестьянина и т. д.

Деление календарного фольклора на два цикла — зимний и летний — не может быть принято потому, что в основу циклизации оно кладет культ солнца, т. е. религиозные представления о годовом «воскрешении» солнца, его «разгорании» летом и «смерти» зимой. Это по существу является идеалистической попыткой вывести духовную культуру из религии.

календарного фольклора определены трудовой деятельностью крестьянина, осуществляемой в конкретных исторических и географических условиях. Обусловленный сельскохозяйственным трудом календарный фольклор делится на два основных цикла: 1) обрядов, направленных к подготовке и увеличению урожая, и 2) обрядов, сопровождающих уборку урожая.

Цикл обрядов, направленных к подготовке и увеличению урожая, в условиях России приходится на октябрь — июль и имеет две редакции, зависящие от состояния природы: зимнюю (октябрь — февраль) и весенне-летнюю (март — июль).

Цикл обрядов, сопровождающих уборку урожая, кратко- временен и охватывает конец лета и осень (август — сентябрь).

Обряды обоих циклов отличаются самым своим характером: в первом цикле в большинстве случаев они имеют вид самостоятельных действий, совершаемых параллельно с проводимыми работами или даже независимо от них; обряды второго цикла почти всегда не самостоятельны, а лишь сопровождают уборочные работы.

Главные моменты обрядов, «подготавливающих и увеличивающих» урожай: период празднования нового года (25 декабря — 6 января), масленичная неделя (обычно приходится на февраль; время ее празднования зависит от пасхи — восьмая неделя до пасхи) пасхальная неделя, семицкая неделя и троица (семицкая или русальная неделя — седьмая после пасхи; троица — пятидесятый день после нее), купальская неделя (Иван Купала справлялся в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю).

Масленица содержала некоторые черты, характерные для зимних празднеств, вместе с тем изображала преодоление зимы, победу над ней; следовательно, как бы зачинала весну.

Весенне-летняя обрядность, связанная с культом растительности, последовательно развертывается в действиях пасхальной, семицкой и купальской недель и подводит к периоду начала уборочных работ (сенокос, жатва и т. д.).

Из месяца в месяц осуществлялись наблюдения над состоянием природы, и эти наблюдения являлись основой для обобщения практического опыта крестьян, для заключений о причинно-следственных явлениях в природе, которые всегда надо иметь в виду при работе в поле или дома. Опыт земледельца в сельскохозяйственном крестьянском календаре имел главное значение; обряды, отразившие верования, были сопутствующим явлением, которое с развитием культуры и внедрением в народные массы научных знаний должно было неизбежно отмереть.