Приглашаем посетить сайт

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Исторические условия формирования народного творчества XVI—XVII вв.

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА XVI—XVII вв.

XVI—XVII вв. — новый этап в истории экономической, политической, культурной жизни средневековой Руси; в это- время развиваются также и новые явления в народном творчестве.

Четко выявившиеся в XVI в. изменения в жизни русского- народа созревали постепенно; истоки их можно найти еще в XV и даже в некоторых явлениях XVI столетия. Борьба с татарами и объединение сил вокруг Москвы все более заметно выдвигали ее на первый план. Происходили глубокие изменения во внутренней и внешней жизни страны. Ставшая в XI—XV вв. традицией, ориентировка на православный Восток подвергается серьезным испытаниям. В 1453 г. пал Царьград и прекратилось политическое существование Византийской империи. События эти разрушили сложившиеся привычные взаимоотношения. Давние тенденции культурной самостоятельности русской земли в свете новых событий приобретают особую остроту, порождают мысль о предназначении Руси стать преемницей; Византии. Внешний факт — женитьба Ивана III на Софье Палеолог (1472) — укрепляет эту идею преемственности. В борьбу за право наследства вступают Москва, Тверь, Новгород. Тверское княжество вскоре было подчинено Москве. В XV—XVI вв. Новгород, обессиленный, покоренный Москвой, также был вынужден признать свое подчиненное положение. В условиях объединения Москвой русских княжеств рождается и крепнет идея наследования ею политического и церковного значения Византии. Яркое выражение этой идеи дал в своих писаниях инок псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей. Он писал об опустошении и падении благочестивых царств и восклицал: «Вся христианская царства преидоша в конце и соидошася во едино царство нашего государя, по пророческим книгам, то-есть российское царство: два убо Рима падоша , а третий стоит, а четвертому не быти»; «... вся царства православная хри- стианския веры снидошася в... едино царство...». Эти слова подчеркивают величие Москвы, которое очевидно современникам уже в XV — начале XVI в.

К середине XVI в. ясно обозначаются изменения в соотношении внутренних сил страны. Деятели русского государства XVI в. выдвигают абсолютизм как основу укрепления могущества и жизнеспособности страны. В 40-х годах XVI в. один из виднейших идеологов абсолютизма на Руси, Иван Пересве- тов, выступает с челобитными и сказаниями , в которых ратует за усиление самодержавной власти, за ограничение прав бояр. Пересветов считал необходимым призвать на службу низшие сословия, даровав им свободу; говорил о реформе финансового и административного управления, судопроизводства, о целесообразности организации войска. Произведения Ивана Пересветова явились логическим завершением произведений, утверждавших идею Москвы — третьего Рима, подготавливавших почву абсолютному самодержавию московского царя.

«Судебника» Ивана III, обсуждение ряда вопросов на первом земском соборе 1550 г. и церковном соборе 1551 г. Культурная, литературная, художественная деятельность этого периода определяется глубокими изменениями, происходящими на Руси. Рождение новой Руси отражается, в частности, в разнообразных литературных произведениях, нередко грандиозных по размаху, пышных по стилю и оформлению. Апология величия Москвы звучит в памятниках, созданных официальными кругами, и в памятниках, вышедших из-под пера писателей, имена которых забыты.

Памятники, создававшиеся в официальных кругах, отразили стремление к централизации. Пересматривались и заново создавались летописи, изложение событий в них доводилось до современности. Наиболее значительны среди них Воскресенская, доводившая летописание до 1541 г., и Никоновская — до 1558 г. Обе они широко использовали устное предание и легенду. В 60—70-х годах XVI в. создается богато иллюстрированный Никоновский лицевой свод летописи (он не был закончен, в сохранившейся его части содержится до 10 ООО листов и 16 ООО иллюстраций); в дальнейшем этот свод был переработан в «Царственную книгу».

Под руководством митрополита Макария создается свод переводных и русских житий (так называемые Макарьевские «Великие Четьи-Минеи»; наиболее полный список их был подготовлен для московского Успенского собора и содержал около 27 ООО страниц большого формата). В этот свод вошли не только известные ранее жития, но и жития святых, канонизированных на соборах 1547 и 1549 гг.

К произведениям официальной московской литературы относится «Книга степенная», составленная царским духовником, располагавшая материал по «степеням» великокняжеских колен. «Степенная книга» — выспренний, цветистый панегирик князьям и государям, завершаемый семнадцатой степенью— «царем всея Руси» Иваном Васильевичем IV.

Особое, очень важное место среди всех этих произведений занимали «Домострой», «Стоглав» (Свод постановлений и суждений собора 1551 г.) и «Азбуковник». Их основным назначением было не столько прославление Москвы и московского князя, сколько упорядочение, регламентирование на новых, утвердившихся в XVI в. основах, вопросов общественного, церковного и семейного быта. Эти книги были составлены видными деятелями того времени (например, «Домострой» с большим основанием приписывается Сильвестру) и вполне отчетливо выразили представлявшиеся идеальными нормы жизни. Это не только поучительная литература, но и документы быта и идеологической обстановки Московской Руси XVI в.

решительно изменяла облик государства. Борьба с боярством, введение опричнины в царствование Ивана Грозного были прогрессивным фактом; но суровые реформы второй половины XVI в. ни в какой мере не облегчали жизнь крестьянства и посадских городских низов общества. Именно в это время шел процесс полного закабаления крестьян, несколько позднее формально выразившийся отменой Юрьева дня и указом от 9 марта 1607 г., окончательно закрепившего крестьян за владельцами земель, на которых крестьяне жили.

Вторая половина XVI в. — время не только важного для Московского государства укрепления власти царя и уничтожения противостоявшего ему боярства, но и закабаления и еще большего обнищания крестьян, а вместе с тем усиления крестьянских волнений. Уже на грани XVI и XVII столетий доведенные до отчаяния страшным голодом 1601—1603 гг. крестьяне поднимались на борьбу. Обнищавшие «смерды» бежали на юг страны. Значение польской интервенции начала XVII в. на первых порах было не осознано социальными низами: самозванцы использовали недовольство крестьян политикой правительства. Впоследствии, поняв стремления Лжедимитриев и польских панов, крестьянство и городской люд образовали ополчение и нанесли сокрушительный удар врагу.

События, следующие за «смутным временем», были результатом развития и углубления процессов, происходивших в XVI — начале XVII в. Феодально-крепостническое государство формировалось, укрепляя царское единовластие, опирающееся в первую очередь на служилое дворянство, и все более закабаляя крестьянство, что закономерно вызывало восстания народных масс, боровшихся против угнетения и порабощения, но сохранявших царистские иллюзии.

Всю эту сложную противоречивую обстановку отражал русский фольклор XVI—XVII вв.