Приглашаем посетить сайт

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Игровые и плясовые песни

ИГРОВЫЕ И ПЛЯСОВЫЕ ПЕСНИ

Жанровая специфика игровых и плясовых песен связана с их назначением. Эти песни исполняются как аккомпанемент игры, поэтому в них нередко центр тяжести переносится с текста на ритмику и мелодию. Особенно ощутимо это в плясовых песнях, многие из которых теряют характерную для народной песенной поэзии сюжетность и образность.

Некоторые из игровых песен, в какой-то мере сближаясь с хороводными, драматизируются, описывают то, что должны делать играющие. Таковы известные игровые песни «Заплети- ся, плетень, заплетися», «Со выоном я хожу», «Я сижу, горю- пылаю на калиновом мосту», «Уж я золото хороню» и др. В этой группе песен текст определяет развитие игры. По своей поэтической образности и композиционному построению такие игровые песни сливаются с протяжными и с хороводными. Отличие этих песен от протяжных заключается в том, что в них создание- художественного образа происходит не только в результате сочетания слова и напева, но и путем присоединения третьего компонента — действия, о котором идет речь в песне. От хороводных песен эту группу игровых отличает характер действия: в игровых песнях нет характерных для хороводных «рассуждений» жестами (см. в описании хороводов); следовательно, драматизация исполнения песни ограничена реальными действиями, обозначенными в тексте (перебег с места на место, поцелуй играющих и т. д.); игровая песня значительно дальше отстоит от жанра драмы, чем хороводная, развивающая пантомиму.

Более распространены игровые песни, содержание которых не связано с проводимой игрой. Такие игровые песни исполняются как музыкальное сопровождение к игре или как песенки, перемежающие действия играющих. Например, в некоторых играх окончание пения песни или произносимого стиха служат сигналом к перебегу играющих с места на место (игра «Горелки» начинается словами «Гори-гори ясно, чтобы не погасло...» и т. д.). Игровые песни (или песня, исполняемая во время игр) типа: «Я на камешке сижу, востры колышки тешу», «Журав- липы долги ноги не нашли пути-дороги» и др. сближаются с плясовыми припевками малой значительностью содержания, краткостью текста, тягой к рифмовке, которая в плясовой песне имеет особенно большое значение, будучи зависима от ритмической размеренности движений. Незначительная содержательность этой группы игровых песен бывает иногда такова, что не дает возможности изложить не только как развивается действие в песне, но и то, о чем, собственно, в тексте идет речь. В малой содержательности ряда игровых песен обнаруживается их служебная роль второстепенного элемента игры или пляски.

Примером полу игровой полуплясовой песни может быть «Уж ясеяла, сеяла ленок...», сочетающая пляску с изображением посева, выращивания, сбора и обработки льна. Есть, однако, и особые плясовые песни, прекрасным образцом которых является неоднократно привлекавшая внимание композиторов песня «Уж вы, сени, мои сени, сени новые мои». Основная масса плясовых песен имеет характер коротких припевок, поющихся на один или на разные напевы. Эта форма припевок характерна для наиболее популярных русских песен-плясок: барыни и камаринской.

Плясовые припевки почти никогда не связаны между собой и представляют по содержанию самостоятельные двустрочия или четырехстрочия; припевки связываются друг с другом напевом и единством ритма. Краткость припевок не дает возможности детализировать действие и раскрыть образ героя. Это порождает некоторый схематизм припевок, хотя надо сказать, что в некоторых текстах краткость песен привела к замечательной сжатости и точности выражений и суждений, к созданию образа минимальным использованием художественных средств.

Плясовое назначение припевок определило четкость их ритмической организации. Слово, напев и движение слились воедино в припевке, ставшей важнейшим, органическим элементом народной пляски. Ритм пляски привел и к тому, что музыкальная фраза танцевальной мелодии в тексте стала отделяться от последующей рифмой или созвучиями (консонансами и ассонансами). Рифмовка в плясовых песнях — исконная черта этого жанра, порожденная их специфическим назначением: служить музыкальной основой для пляски.